Какой вы руководитель

Мы начинаем новую рубрику «Уголок абитуриента», этот материал поможет вам понять, насколько у вас развиты навыки руководителя, и есть ли склонность быть им.

Упражнение для оценки практических навыков и установки на руководство коллективом

Проанализируйте приведенные ниже советы и дайте им оценку: согласны вы с ними либо нет.

  1. Кто хочет приказывать, тот должен уметь подчиняться — только тогда он научится управлять людьми.
  2. Руководитель должен быть самым знающим и самым опытным специалистом среди своих подчиненных. Компетентность в технических и финансовых вопросах — главное требование к современному руководителю.
  3. Следует быть смелым и решительным, ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность, боязнь брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний свыше, что и как делать.
  4. Не следует медлить со своими заключениями по наиболее важным вопросам. Пока вы будете собирать всю доступную информацию, советоваться с опытными людьми, выслушивать чужие мнения, уйдет драгоценное время.
  5. Нельзя непрерывно перегружать подчиненных работой, пытаясь научить их ценить время: все люди нуждаются в отдыхе и разрядке.
  6. Помните, что, обвиняя себя во всех промахах и неудачах, вы потеряете уверенность в себе: корень ошибок почти всегда имеет внешнюю причину.
  7. Плохи те руководители, которые все время пытаются заглянуть вперед, опередить события: в этом случае в своих решениях они будут вынуждены опираться на недостоверную информацию.
  8. Подчиненным нужно давать задания, превышающие их возможности, только так можно ускорить их служебный рост.
  9. Выдавая задание подчиненному, обязательно, не считаясь с потраченным временем, подробно объясняйте цель и смысл задания, иначе он не сможет осознанно проявить разумную инициативу.
  10. Лучше одновременно давать сразу несколько важных и срочных заданий, это дает подчиненному свободу маневра.
  11. Неразумно полагаться только на себя, считая себя все по­нимающим и умеющим. Никогда не надо делать того, что смогли бы сделать подчиненные, за исключением тех случаев, когда надо показать всем вдохновляющий пример.
  12. Неустанно контролируйте, как подчиненные выполняют ваши задания, если даже кому-то это покажется мелочной опекой; отсутствие контроля может навести работника на мысль о ненужности выполняемой им работы.
  1. Не будьте безжалостным к плохим, утратившим всякий интерес к работе и жизни работникам, помогайте им и заботьтесь о них, это поднимет ваш авторитет среди других подчиненных.
  2. Если подчиненный все время предлагает вам самостоятельное решение вопроса, никогда не соглашайтесь с ним. иначе вы потеряете уважение у него, а потом и у остальных.
  3. Нельзя постоянно благодарить и отмечать каждое достижение работника в присутствии других подчиненных — это может привести его к зазнайству.
  4. Каждый раз отмечайте положительные сдвиги в поведении неподатливых, негативно настроенных сотрудников. Для пользы дела всегда необходимо идти на разумные компромиссы.
  5. Не бойтесь, если ваши подчиненные оказываются в порученном им деле более умелыми, чем вы, в чем-то талантливее и сведущее вас: хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.
  6. Всегда лучше дать обещание, чем отказ, даже если нет уве­ренности в выполнении: именно так можно произвести хорошее впечатление о себе.
  7. Если вышестоящие начальники сами наказывают ваших подчиненных, никогда не мешайте им делать это, зато поощряя и отмечая заслуги, вы легко заслужите репутацию любимого руководителя.
  8. Никогда не признавайте своей вины, лучше поискать оправданий в объективных обстоятельствах, в действиях подчиненных или других работников. Всегда принимать вину на себя означает терять авторитет.
  9. Во многих случаях руководителю приходится терять самообладание и утрачивать контроль над собой: не следует придавать этому особого значения и заниматься самообвинениями.
  10. Плох тот руководитель, который строго держит подчиненных на определенной дистанции, этим он отталкивает людей от себя.
  11. В обращении с людьми часто приходится быть грубым, это позволяет подтянуть разболтавшихся людей. Требовательность и постоянное давление — важное условие трудовой дисциплины.
  12. Чем острее конфликтная ситуация, чем более вызывающе ведет себя ваш оппонент, тем скорее вы должны постараться подавить его всеми доступными средствами. Отдать ему инициативу в конфликте значит, быть побежденным. Никому не позволяйте взять верх над вами.
  13. Проявлять симпатию и уважение ко всем без исключения людям просто невозможно и неправильно, далеко не все люди этого заслуживают.
  14. Чтобы коллектив помогал вам воспитывать недисциплини­рованных подчиненных, не стесняйтесь делать им замечания и выговоры в присутствии других лиц: человек, стремясь избежать унижений, постарается исправиться.
  15. Избегайте критиковать людей, не следует их восстанавливать против себя, гораздо легче критиковать их ошибки и указывать, от каких причин они произошли — пусть они сделают необходимые выводы сами.
  16. Не следует открыто признавать за подчиненными право на ошибку, это может только ослабить дисциплину. Важно не то, что он хотел, а то, что получилось в итоге.
  17. Не следует бояться высказывать свое недовольство и претензии к отсутствующим на собрании коллектива, это всегда полезно, хотя бы в воспитательных целях.
  18. Не преувеличивайте недостатки людей и воздерживайтесь от общих выводов, если они не в пользу провинившегося: не берите на себя без нужды роль непогрешимого судьи.

Подсчитайте, сколько положительных ответов (согласен) дано на советы 1, 3, 9, 11, 16, 21, 24, 27 и отрицательных (не согласен) — на остальные советы. Если это число меньше 15, то вы еще недостаточно хорошо знакомы с реальными особенностями руководства коллективом; если число входит в промежуток от 15 до 24, то, по-видимому, у вас есть практические навыки менеджера и склонность к руководству, но вам необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие своих профессиональных качеств; если число больше 24, то вы достаточно хорошо овладели практическими основами профессии менеджера.

Библиографический список

  1. Атватер И. Я вас слушаю… Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984.
  2. Макаров С. Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989.
  1. Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.
  2. Управление по результатам. Пер. с фин. М.: Прогресс, 1988.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours