Мы начинаем новую рубрику «Уголок абитуриента», этот материал поможет вам понять, насколько у вас развиты навыки руководителя, и есть ли склонность быть им.
Упражнение для оценки практических навыков и установки на руководство коллективом
Проанализируйте приведенные ниже советы и дайте им оценку: согласны вы с ними либо нет.
- Кто хочет приказывать, тот должен уметь подчиняться — только тогда он научится управлять людьми.
- Руководитель должен быть самым знающим и самым опытным специалистом среди своих подчиненных. Компетентность в технических и финансовых вопросах — главное требование к современному руководителю.
- Следует быть смелым и решительным, ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность, боязнь брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний свыше, что и как делать.
- Не следует медлить со своими заключениями по наиболее важным вопросам. Пока вы будете собирать всю доступную информацию, советоваться с опытными людьми, выслушивать чужие мнения, уйдет драгоценное время.
- Нельзя непрерывно перегружать подчиненных работой, пытаясь научить их ценить время: все люди нуждаются в отдыхе и разрядке.
- Помните, что, обвиняя себя во всех промахах и неудачах, вы потеряете уверенность в себе: корень ошибок почти всегда имеет внешнюю причину.
- Плохи те руководители, которые все время пытаются заглянуть вперед, опередить события: в этом случае в своих решениях они будут вынуждены опираться на недостоверную информацию.
- Подчиненным нужно давать задания, превышающие их возможности, только так можно ускорить их служебный рост.
- Выдавая задание подчиненному, обязательно, не считаясь с потраченным временем, подробно объясняйте цель и смысл задания, иначе он не сможет осознанно проявить разумную инициативу.
- Лучше одновременно давать сразу несколько важных и срочных заданий, это дает подчиненному свободу маневра.
- Неразумно полагаться только на себя, считая себя все понимающим и умеющим. Никогда не надо делать того, что смогли бы сделать подчиненные, за исключением тех случаев, когда надо показать всем вдохновляющий пример.
- Неустанно контролируйте, как подчиненные выполняют ваши задания, если даже кому-то это покажется мелочной опекой; отсутствие контроля может навести работника на мысль о ненужности выполняемой им работы.
- Не будьте безжалостным к плохим, утратившим всякий интерес к работе и жизни работникам, помогайте им и заботьтесь о них, это поднимет ваш авторитет среди других подчиненных.
- Если подчиненный все время предлагает вам самостоятельное решение вопроса, никогда не соглашайтесь с ним. иначе вы потеряете уважение у него, а потом и у остальных.
- Нельзя постоянно благодарить и отмечать каждое достижение работника в присутствии других подчиненных — это может привести его к зазнайству.
- Каждый раз отмечайте положительные сдвиги в поведении неподатливых, негативно настроенных сотрудников. Для пользы дела всегда необходимо идти на разумные компромиссы.
- Не бойтесь, если ваши подчиненные оказываются в порученном им деле более умелыми, чем вы, в чем-то талантливее и сведущее вас: хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.
- Всегда лучше дать обещание, чем отказ, даже если нет уверенности в выполнении: именно так можно произвести хорошее впечатление о себе.
- Если вышестоящие начальники сами наказывают ваших подчиненных, никогда не мешайте им делать это, зато поощряя и отмечая заслуги, вы легко заслужите репутацию любимого руководителя.
- Никогда не признавайте своей вины, лучше поискать оправданий в объективных обстоятельствах, в действиях подчиненных или других работников. Всегда принимать вину на себя означает терять авторитет.
- Во многих случаях руководителю приходится терять самообладание и утрачивать контроль над собой: не следует придавать этому особого значения и заниматься самообвинениями.
- Плох тот руководитель, который строго держит подчиненных на определенной дистанции, этим он отталкивает людей от себя.
- В обращении с людьми часто приходится быть грубым, это позволяет подтянуть разболтавшихся людей. Требовательность и постоянное давление — важное условие трудовой дисциплины.
- Чем острее конфликтная ситуация, чем более вызывающе ведет себя ваш оппонент, тем скорее вы должны постараться подавить его всеми доступными средствами. Отдать ему инициативу в конфликте значит, быть побежденным. Никому не позволяйте взять верх над вами.
- Проявлять симпатию и уважение ко всем без исключения людям просто невозможно и неправильно, далеко не все люди этого заслуживают.
- Чтобы коллектив помогал вам воспитывать недисциплинированных подчиненных, не стесняйтесь делать им замечания и выговоры в присутствии других лиц: человек, стремясь избежать унижений, постарается исправиться.
- Избегайте критиковать людей, не следует их восстанавливать против себя, гораздо легче критиковать их ошибки и указывать, от каких причин они произошли — пусть они сделают необходимые выводы сами.
- Не следует открыто признавать за подчиненными право на ошибку, это может только ослабить дисциплину. Важно не то, что он хотел, а то, что получилось в итоге.
- Не следует бояться высказывать свое недовольство и претензии к отсутствующим на собрании коллектива, это всегда полезно, хотя бы в воспитательных целях.
- Не преувеличивайте недостатки людей и воздерживайтесь от общих выводов, если они не в пользу провинившегося: не берите на себя без нужды роль непогрешимого судьи.
Подсчитайте, сколько положительных ответов (согласен) дано на советы 1, 3, 9, 11, 16, 21, 24, 27 и отрицательных (не согласен) — на остальные советы. Если это число меньше 15, то вы еще недостаточно хорошо знакомы с реальными особенностями руководства коллективом; если число входит в промежуток от 15 до 24, то, по-видимому, у вас есть практические навыки менеджера и склонность к руководству, но вам необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие своих профессиональных качеств; если число больше 24, то вы достаточно хорошо овладели практическими основами профессии менеджера.
Библиографический список
- Атватер И. Я вас слушаю… Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984.
- Макаров С. Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989.
- Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.
- Управление по результатам. Пер. с фин. М.: Прогресс, 1988.
+ There are no comments
Add yours