«Ничего нет интереснее истории.
Только читая про время историческое,
понимаешь настоящее».
Василий Иванович Суриков, мастер масштабных полотен о прошлом своей страны.
Начало XXI века характеризуется успешным развитием институтов государственного управления.
Процесс этот идет в очень сложных условиях. Прежняя машина советского государственного управления практически разрушена, а институты нового демократического государственного управления, институты гражданского общества, механизмы их функционирования и взаимодействия еще продолжают обновляться.
Особенно важен отечественный исторический опыт российского государственного управления. Российскому государству более тысячи лет, и все это время развивалось государственное и местное управление, у истоков которого стояли древнерусские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко), Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие.
История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь — царскую кадровую картотеку и другие документы известного реформатора государственного управления Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного).
Особенно большую роль в реформировании государственной и местной власти и государственного управления в целом сыграли Петр I, Екатерина II, Александр I, Александр II, известные реформаторы управления М.М.Сперанский, П.А.Столыпин, С.Ю.Витте и другие.
Начатая в 1864 году (император Александр II) земская реформа подняла крестьянскую Россию с колен, создала условия для новых радикальных реформ и превращения страны в могущественную мировую Державу.
Опыт земства содержит немало поучительного для поиска путей развития творческой инициативы, самоуправления и самоорганизации населения в современных условиях. Сегодня в РФ более 17 тыс. муниципальных образований, которые подразделяются на несколько типов.
Важно учитывать также позитивный и негативный опыт, государственного управления, приобретенный после 1917 г., когда в ходе двух революций прежние государственные институты, традиции, система государственной службы были заменены новыми.
Учатся, как известно, не только на успехах, но и на ошибках.
Кризис государственного управления в августе 1991 г был следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны — Президента Российской Федерации Бориса Ельцина, правительства, возглавляемого Виктором Черномырдиным, части народных депутатов и членов Верховного Совета — сторонников Президента РФ, а с другой стороны — противников социально-экономической политики Президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым.
Дисциплина история государственного управления позволяет нам:
-глубже осмыслить российский опыт государственного управления, логику его развития в единстве с прогрессом общества, во взаимодействии всей совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, в конкретно-исторических условиях;
-понять, чем были вызваны к жизни, как функционировали, как и почему развивались, реформировались, исчезали (заменялись) различные системы государственного управления в России княжеская великокняжеская, царская, императорская, либерально-демократическая, советская; как и почему именно так заменена советская система современной системой государственного управления и самоуправления;
-понять характер, сущность, противоречия, степень эффективности, конкретные результаты, политические и социально-экономические последствия, позитивные и негативные уроки каждой из существовавших в России систем государственного управления.
Вопрос налаживания эффективного государственного управления и местного самоуправления стал важнейшим среди всех острых проблем общественной жизни.
В кризисные периоды истории народы часто обращаются к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы. Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство Российское — это больше чем государство. Это территория, охватывающая два континента, это более 180 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры.
В государственном управлении в России проявились и такие особые черты характера ее народов, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. Однако высветилась и такая черта, как стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного.
История государственного управления — молодая, актуальная, формирующаяся отрасль научных знаний. Как учебная дисциплина она возникла лишь в 1995 году.
Научные основы изучения государственного управления в России включает следующие аспекты:
1) философская историко-материалистическая концепция;
2) политологосоциологический аспект;
3) общетеоретический социально-управленческий подход;
4) базовые понятия.
На политическую историю России оказывало и оказывает влияние постоянное противостояние государства давлению западных стран. Вам известно, на сегодня какое давление на РФ оказывают государства Европы, США, Канада. Япония, Кореи.
Важно также иметь в виду, что наше государство, будучи частью общества и зависимым от него, относительно самостоятельно в широких границах, само превращается в мощную силу, способную формировать общество по своему образу и подобию. Превращение Российского государства в мощную силу есть важнейшая черта всей его истории.
Государственное управление — одна из областей государственной политики, базирующаяся на выработанных в обществе и законодательно закрепленных общесистемных императивных установках (Конституция, законы, указы и т.д.) с учетом теоретико-информационных, кибернетических, экономических, правовых, социологических и других разработок и разнообразных политических факторов, влияющих на содержание и направленность государственной политики.
Исходя из исторического аспекта государственного управления, в ходе изучения дисциплины рассмотрим его базовые научные положения.
Система государственного управления включает единство и взаимосвязь органов государственного управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействия.
Сущность государственного управления – это конкретные действия институтов государственной власти, необходимые для достижения определенных целей с использованием всех ресурсов: материальных, финансовых, информационных, кадровых и других механизмов воздействия на объект управления.
Природа государственного управления основывается на исполнительно-распорядительной и подзаконной деятельности институтов государственной власти, которая осуществляется во всех сферах жизнедеятельности.
Характеристики государственного управления: а) практическая деятельность, б) ресурсы, в) наличие ответственности за исполнение законодательных актов и другие характеристики.
Цель государственного управления обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, а также укрепление позиции России на международной арене, защита суверенитета государства.
Задачи нашей дисциплины — дать обучающимся глубокое научно обоснованное понимание:
1) социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата), их изменений и упразднений, объем полномочий, компетенции, направления деятельности и взаимопомощи;
2) общего и особенного в развитии Российского государства, особенно специфики управления гигантской страной, в том числе ее окраинами;
3) реформ и контрреформ в области государственного строительства, в том числе и деятельности реформаторов и их судеб;
4) истории государственной службы в России;
5) истории самоуправления в России;
6) роли правящих и других наиболее крупных политических партий, церкви, армии, полиции на разных этапах развития российской государственности;
7) исторически достоверной характеристики государственных деятелей;
8) необходимости соблюдения единства исторического и логического, умения не только анализировать управленческие конкретные решения, но и теоретически обобщать такой материал, извлекать из прошлого исторический опыт, уроки.
*
2024
+ There are no comments
Add yours