Научное изучение явления принятия и исполнения государственных решений предполагает определение их основных понятий. Государственное решение – это выбор и обоснование определённого проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей. Реализация (исполнение) этого решения – это процесс претворения в жизнь намеченных целей, оценка полученных промежуточных и конечных результатов, внесение корректив в процессе исполнения намеченного.
К участниками принятия государственных решений относятся следующие агенты:
политические лидеры, узкий круг лиц, в чьи задачи входит не только осуществление общего руководства процессом принятия государственных решений, но и поддержание публичных взаимоотношений власти с гражданским населением, а также выполнение представительских функций в международной сфере. Постоянство поддержки лидеров со стороны общества укрепляет легитимность правящего режима и расширяет его формальные возможности и прерогативы при постановке целей государственного развития;
выборные политики, составляющих высший слой управленцев, который создает предпосылки для поддержки и превращения доктринальных планов в задачи оперативного управления государством. У данной группы лиц в основном активированы их статусные (по сравнению с репутационными) возможности. Наличие нескольких индивидуально сильных политиков, оппонирующих друг другу при разработке общеколлективных целей, создает конкурентную среду в руководстве страной, а также более широкие предпосылки для внутренней диверсификации деятельности госаппарата. Более того, главенство многих политических фигур сохраняет возможность поляризации процесса принятия решений, т.е. достижения им такого уровня раскола позиций внутри корпуса управляющих, который может обернуться блокировкой выдвижения общенациональных целей;
авторитетные общественные деятели, обладающие неформальным статусом, но в силу высокого персонального авторитета постоянно участвующих в публичном обсуждении крупных государственных проектов и оказывающих влияние на принимаемые в государстве решения (например, к таким фигурам уместно отнести духовного лидера в Иранском государстве);
высшие государственные менеджеры (отраслевых руководителей, глав центральных офисов). Эта группа лицотносится к верхушке политико-управленческого айсберга. это в основном министры и руководители центральных агентств, которые играют роль стратегических предпринимателей. Их основная профессиональная задача состоит в распределении власти в отраслях и сферах общества и обеспечении их скоординированного развития в рамках единого государственного курса. Эти «отраслевые лидеры» призваны находить соответствующие возможности для поддержки и осуществления требуемых руководством инноваций
Следует различать политические и административные государственные решения.
Политические решения – концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо данного сообщества.
Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти.
Политические решения – результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении, политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.
Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления Правительства России, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.
Решения на региональном уровне формулируются в виде законов, принимаемых представительными органами власти, конституций республик, уставов областей, краёв, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.
Можно сделать вывод о том, «публично-государственное решение – основной компонент государственной политики и политико-управленческого процесса, характеризующийся воздействием органов публичной власти на общественные структуры, взаимодействием элитных, бюрократических и гражданских группировок. Сущность государственных решений зависит от господствующей в обществе модели управления.
Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций.
Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определённым общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей.
Государственное решение характеризуется прежде всего:
1) субъектом, который принимает решение (это либо коллегиальный или руководящий орган государственной власти, либо индивидуальный лидер);
2) субъектом или исполнителем решения (это аппарат или аппараты государственной службы);
3) объектом, которому адресовано решение (это нижестоящие органы управления, социальные группы, занятые в различных сферах жизнедеятельности общества, политические и общественные объединения).
К другим характеристикам государственного решения относятся:
– авторитет решения, означающий уровень субъекта государственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;
– диапазон решения, который характеризует политическое пространство, в рамках которого оно действует, и объём задач, охватываемый данным решением;
– политические решения, которые являются, как правило, многоцелевыми;
– информационная обеспеченность решения, т. е. информационная база его принятия, в том числе научная;
– технология и стиль принятия решения (к ним относится совокупность методов и приёмов подготовки и принятия решения, способы получения и восприятия информации, необходимой для решения, а также порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов с последующим определением приоритетных из них);
– подходы при формулировании целей и выбор средств для их осуществления;
– типы принятия решений (демократический или авторитарный);
– практическая значимость решения.
Наиболее значимыми государственными решениями являются Указы и поручения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства России, Федеральные конституционные законы и Федеральные законы.
+ There are no comments
Add yours