Чаще всего автором этой мысли считают Антона Павловича Чехова, в письме брату он выразился так: «Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость — сестра таланта. Памятуй кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны. Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать.» — письмо Александру Павловичу Чехову (11 апреля 1889 года, Москва). Антон Чехов написал это письмо, когда ему было 29 лет, когда он ещё писал относительно короткие юмористические рассказы и его тяжёлая болезнь (туберкулёз) ещё не наложила свою печать на творчество писателя, сделав его рассказы более серьёзными и длинными.
Похожую фразу Уильям Шекспир вложил в уста одного из персонажей пьесы-трагедии «Гамлет», написанной в 1602 году. В этой пьесе лорд Полоний произносит речь, в которой называет Гамлета безумным. В своей речи лорд Полоний заявляет: «краткость — это душа остроумия», а затем выражается в том смысле, что длинная речь не может быть смешной, а скорее всего будет занудной и вызывать скуку.
Таким образом, обе трактовки мысли о связи краткости и таланта подразумевают способность писать юмористические произведения, которые, действительно, чаще всего имеют небольшой объём, или состоят из большого числа шуточных эпизодов («Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» Ярослава Гашека), каждый из которых сам по себе довольно лаконичен.
В настоящее время фразу «краткость — сестра таланта» часто обосновывают тем доводом, что чем длиннее текст, тем меньше шансов, что он будет прочитан. Предлагается делать текст как можно кратче, но не в ущерб его читабельности — текст должен оставаться доступным и понятным.
Выделяется также такое понятие, как речевая избыточность — повторная передача основной мысли словосочетания или целого предложения. Встречаются такие виды речевой избыточности:
- Плеоназм — словосочетание, в котором значение одного слова дублирует смысл другого («Мы поднялись вверх по лестнице»; «Каждый покупатель получает бесплатный подарок»; «На заднем фоне»; «Другой альтернативы нет».)
Иногда редакторы и грамматические стилисты «плеоназмом» называют многословие, также называемое «логорея» («данная личность мужского пола в прошлом времени сознательно осуществляла процесс пешей транспортировки с нормальной скоростью по направлению к объекту, представляющему собой место постоянного проживания данной личности» вместо «он шёл домой»).
- Тавтология — употребление в одном предложении однокоренных или близких по звучанию слов.
- Повторение слов. В тексте не должны повторяться слишком часто одни и те же слова, а также однокоренные.
- Обилие «воды» в тексте. Это те части текста, которые не несут смысловой нагрузки. Сюда можно отнести большое количество вводной информации, бессмысленные обороты и шаблонные фразы.
- Ляпалиссиа́да — один из видов речевой избыточности, утверждение заведомо очевидных фактов, граничащее с абсурдностью.
Ляпалиссиады создают комический эффект в неуместных ситуациях: «Графиня рассматривала меня, глядя обоими своими глазами».
Но не надо думать, что все тексты должны быть краткими, и что объёмной правильно написанная книга быть не может. Например, инструкции по эксплуатации пассажирских самолётов представляют собой несколько толстых томов большого формата, которые перевозятся на каждом самолёте в специальном большом чемодане. В 2019 году погибших лётчиков разбившегося под Аддис-Абебой в Эфиопии модернизированной модели самолёта Boeing 737 MAX 8 нашли с зажатыми в руках томами инструкций к их самолёту, которые они читали перед самым моментом катастрофы, пытаясь понять, почему новый самолёт ведёт себя так странно и неуправляемо, сопротивляясь действиям пилотов.
Им надо было, и всем надо читать инструкцию перед использованием, а не потом, и не в ходе него. Сложные вопросы требуют пространного изложения, сложные технические системы нуждаются в длинном описании, это не признак отсутствия таланта. Многие тексты не допускают юмора, образных, в переносном смысле выражений, не должны содержать иронии и сарказма. Надо помнить, что лишь 15-20% людей имеют чувство юмора, ценят и понимают шутки, остальные либо совсем не воспринимают юмор, либо не понимают его, думают, что над ними смеются и начинают обижаться и злиться.
Поэтому не все вопросы должны излагаться кратко, но нужно всегда стремиться к разумной обоснованной краткости, избегая речевой избыточности.
Особенно нужно избегать речевой «воды» студентам, пишущим дипломные работы. В последнее время в программе Антиплагиат-ВУЗ внедрён модуль распознавания текстов, созданных программами искусственного интеллекта — ChatGPT (от англ. Generative Pre-trained Transformer «генеративный предварительно обученный трансформер»), и аналогичными. При попытке проверить выпускную квалификационную работу, теоретическая глава которой создана с помощью GPT — программа Антиплагиата выдаёт сообщения: «Подозрительный документ, СГЕНЕРИРОВАННЫЙ ТЕКСТ, Искусственный текст», и отмечает этот факт в протоколе проверки. На внешний вид искусственный текст представляет собой логорею с обилием «воды» в тексте, вроде бы и имеющую смысл, но при этом с налётом лёгкой сумасшедшинки.
Категорически не рекомендуется студентам ни при подготовке докладов на семинарах, ни при подготовке ВКР использовать программы GPT, потому что это приводит к потере способности самостоятельно мыслить и всё равно потом придётся удалять все сгенерированные фрагменты текста из своей дипломной работы, чтобы из справки и протокола пропали предупреждения типа:
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
Есть подозрения на следующие группы обходов:
СГЕНЕРИРОВАННЫЙ ТЕКСТ
Возможно, документ содержит попытку обхода системы. Будьте внимательны при работе с отчетом.
Есть подозрения на следующие группы маскировки заимствований: Сгенерированный текст на страницах
ВНИМАНИЕ, ДОКУМЕНТ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ: ОБНАРУЖЕНЫ ПОПЫТКИ МАСКИРОВКИ ЗАИМСТВОВАНИЙ. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОВЕРИТЬ ПОЛНЫЙ ОТЧЁТ.
Создатели программы Антиплагиат-ВУЗ научились бороться с ChatGPT и YandexGPT, так что пишите всё сами, соблюдая методические указания и инструкции — ровно в том объёме, который там рекомендуется.
Вообще, из теории искусства известно, что наиболее гармоничны и эстетичны отношения типа «золотого сечения», то есть не крайности (мало, много, кратко, длинно), и не середина (50 на 50), а некоторые промежуточные величины. Объяснение понятия «золотого сечения (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление)» выходит за рамки темы данной статьи, все неравнодушные могут ознакомиться с этим вопросом сами. И придерживаться принципа «золотого сечения» и в своих письменных работах, и в устных выступлениях.
+ There are no comments
Add yours