Карл Маркс (1818-1883)

Карл Маркс – экономист, философ и социолог, родился в г. Трире (Германия) в семье адвоката. Изучал право, философию, историю. Защитил диссертацию, став доктором философии (1841 г.). В 1842 г. стал редактором демократической «Рейнской газеты». После ее закрытия переехал в Париж (1843 г.), где началось сотрудничество с Ф. Энгельсом по выработке нового мировоззрения. Автор фундаментального труда «Капитал».

В основе жизни общества лежит производство материальных благ, необходимых для существования людей. Производство материальных средств существования и экономический строй общества составляют базис, на котором развиваются государственные, правовые и прочие учреждения и идеология, которые образуют надстройку. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства.

Изначально идея Карла Маркса состояла в том, что государства с точки зрения исторического развития можно разделить на три типа: докапиталистические государства, капиталистические государства и государство в посткапиталистическом обществе. Маркс изначально придерживался эволюционной теории государства, прослеживая развитие общества через различные этапы. Он предвидел переход от общества без гражданства (первобытно-общинный строй), отмеченного хаосом, к возникновению организованных сообществ по мере того, как кочевые группы оседали благодаря развитию сельского хозяйства и ремесла, в результате которого происходило разделение труда, выделялись гендерные роли. Выделение границ территорий обитания приводило к конфликтам, войнам. В результате сначала возникло рабовладельческое общество. Ему на смену пришло феодальное общество, характеризующиеся иерархией, включающей дворянство, духовенство и крестьянство, в которой власть преимущественно принадлежала первым двум. Развитие торговли, мануфактурного и фабричного способов производства привело к появлению буржуазии, что стало катализатором смены власти посредством революций, породивших капиталистические общества.

Последовательная смена общественно-экономических формаций, основанных на эксплуатации и связанная с противоречиями между неравномерным развитием производительных сил и сдерживающими их производственными отношениями, неизбежно должна привести к социальной революции рабочего класса, который становится классом-гегемоном, ставящим основной целью построение коммунистического общества и ликвидацию государства. В конечном счете, при построении коммунистического общества, ликвидации классовых отношений, порождающих эксплуатацию, необходимость в сохранении государства устраняется. Этот прогресс подчеркивает веру Маркса в неизбежную эволюцию социально-экономических структур к общественному и справедливому будущему.

Среди основных признаков государства основоположники марксизма выделяли:

— разделение подданных государства по территориальным делениям;

— учреждение публичной власти, отличие которой от общественной власти состоит, во-первых, в классовом характере; во-вторых, в ее обособленности от народа; в-третьих, в том, что она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений; в-четвертых, в создании налоговой системы для содержания аппарата принуждения и управления; в-пятых, в создании особого аппарата управления и принуждения, стоящего над обществом.

Сущность государства состоит в том, что оно представляет собой общественный институт, с помощью которого экономически господствующий класс становится также политически господствующим, приобретая тем самым новые средства для реализации своих классово-исторических задач.

Капитализм уже в середине XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского общества. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими отношениями является пролетариат, основной политической задачей которого является завоевание демократии в форме «диктатуры пролетариата». Это становится исходным пунктом для построения социалистического общества — первой фазе коммунистического общества.

Согласно Марксу, право также носит классовый характер: право было, есть и остается прежде всего оружием в руках экономически и политически господствующего класса.

Тезис о единстве государства и права, права и закона, об особой взаимосвязи политической и юридической надстроек конкретизирован у Маркса рядом важных теоретических положений:

— государство и право вместе появляются на исторической арене и вместе сойдут с нее;

— каждому историческому типу государства соответствуют свой, адекватный ему тип права;

— право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство есть тот политический организм, который переводит социальное в правовое и следит за тем, чтобы движение общественных отношений соответствовало праву;

— государство немыслимо без права.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours