Вильфредо Парето (1848-1923)

Вильфредо Парето [vilˈfreːdo paˈreːto] (в транскрипции ударение отмечается обязательно (знаком ˈ перед ударным слогом), когда в слове больше одного слога) рассматривал общество как социальную систему, в которой все элементы взаимосвязаны и обеспечивают стабильность и порядок в этой системе. Все элементы социальной системы у итальянского социолога взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе.

При этом, Парето, признавая состояние динамического развития общества, «отказывает» ему в прогрессе. Изменение социального равновесия общества итальянский ученый связывает в значительной мере с циклическим развитием элиты, в которой он выделяет две части — тех, кто прямо или косвенно играют важную роль в управлении и составляют класс правящей элиты, и на остальных. Таким образом, он выделяет в обществе «две страты, два слоя населения:

1) низшая страта, то есть класс, не являющийся элитой;

2) высшая страта, класс избранных, то есть элита».

Высшую страту Парето определяет по природным способностям и талантам ее членов, а это, в свою очередь, определяет общественное положение группы на той или иной ступени общественной лестницы. Тем, кто имеет «высший показатель в своей области деятельности, мы даем название «элиты». Элита — это избранная часть населения, остальная его часть лишь «приспосабливается к полученным от нее стимулам».

Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Наиболее одаренные представители низов «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы.

Для объяснения социальной динамики Парето предлагает теорию «циркуляция элит». Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Если циркуляция элит происходит слишком медленно, в высших слоях скапливаются элементы, олицетворяющие бессилие, разложение и упадок. Эти слои теряют психические качества, обеспечивающие их элитарное положение, и пасует перед необходимостью применить насилие. Среди низших же слоев возрастает число индивидов, обладающих качествами, необходимыми для управления обществом. Они способны захватить власть при помощи насилия. Однако новая правящая элита со временем трансформируется в бессильный, загнивающий класс и утрачивает способность управлять. Вновь окрепнуть он может, либо, черпая силы из низших классов, либо уничтожая физически разложившихся, ставших ненужными членов элиты. Если же. несмотря на эти меры, в низших классах скапливаются индивиды, превосходящие своими достоинствами высшие классы, наступает эпоха революции, смысл которой, по мнению Парето, состоит в обновлении состава правящей элиты и восстановлении, таким образом, общественного равновесия.

Благодаря «циркуляции» происходит переход талантливых и честолюбивых личностей из неэлитарных слоев в элиту, представители которой в силу необычных способностей достигают особого положения в какой-либо сфере деятельности и отражают успех через распределение авторитета и престижа.

Представители правящей элиты, у которых развит инстинкт группового сохранения, способны применить силу в целях сохранения социальной общности. Идеи патриотизма, национализма связаны с присутствием второго класса элементов у представителей правящей элиты. Парето называет первых «лисицами», а вторых «львами». «Лисицами» являются люди, обладающие склонностью к инновациям и нововведениям, а «львы» ориентированы на групповое сохранение, дисциплину, порядок. В случае присутствия в правящей элите как «лисиц», так и «львов» правящий класс силен. По мере того как в правящем классе скапливаются «лисицы», способные к инновациям и изобретениям, в классе управляемых появляется все больше людей, способных к применению силы с остаточными элементами второй группы. «Лисицы» обогащают общество, они привносят в него изменения, но они не способны применить силу. Их правление основано на хитрости, обмане, подкупе, кроме этого, привнесенные изменения вносят сумятицу в социальное равновесие, в результате чего системе требуется упорядочивание, и эта потребность приводит к власти людей, у которых присутствует второй класс элементов, — «львов». Далее происходит противоположный процесс скопления «львов» во власти, которые стабилизируют ситуацию, однако, они не способны к привнесению инноваций. Общество становится закостенелым, возникают материальные проблемы. Правящая элита в силу необходимости должна пустить в свои ряды «лисиц», которые производят соответствующие изменения.

Таким образом, реализуется социальная вертикальная мобильность, а в случае закрытости правящей элиты появляется вероятность революционных переворотов. Особенно это характерно для ситуаций, при которых «лисицы» узурпируют власть, а в классе управляемых скапливаются «львы», готовые применить силу. Социальная мобильность или, говоря языком Парето, циркуляция элит — это, как мы видим, процесс, который не контролируется рационально людьми, а осуществляется на основе иррациональных факторов — инстинктов и нормативноцелостных ориентаций наиболее активных индивидов общества. Таким образом, политика государства, по Парето, объясняется врожденными психическими диспозициями лидеров.

Однако не нужно считать, что Парето сводил свои объяснения циркуляции элит исключительно к иррациональным факторам. В экономической сфере деятельности люди также делятся по принципу наличия у них остаточных элементов первой или второй группы. Людей, у которых развит первый класс элементов, Парето, именует «спекулянтами». В эту категорию он относит лиц, у которых доход не является постоянным и зависит от продуктивности в нахождении новых возможностей приумножать прибыль. Это предприниматели, торговцы, которые работают в условиях высокой конкуренции.

Вторая категория охватывает людей, которые предпочитают жить на постоянный неизменный доход. Они не нуждаются в инновациях и изобретениях. Парето именует данную категорию — «рантье». Сюда входят владельцы сбережений, которые живут на проценты со своих вложений, владельцы собственности, где не проводятся спекуляции с собственностью, фермеры, рабочие и обслуживающий персонал этой категории лиц. Их доход постоянен или меняется незначительно. Если в правящем классе доминируют «спекулянты», то общество теряет стабильность, тогда как преобладание в правящем классе «рантье» делает общество малопродуктивным.

«Разные пропорции, в которых «спекулянты» и «рантье» смешаны в правящем классе, соответствуют разным типам цивилизаций».

На основе данных процессов Парето выделяет два типа правительств. Первый тип полагается на силу. Примерами такого правления являются античные города-государства в эпоху тираний: Спарта, а также Рим при Августе и Тиберии. «Во всех таких случаях в правящем классе доминируют остаточные элементы второго класса над первым классом». Такие государства богатеют посредством войн, но их богатство рискованно. Циркуляция элит — медленная.

Второй тип правительства основывается, прежде всего, на интеллекте и хитрости. Парето выделяет два вида такого правительства: «Если интеллект и хитрость в основном используется для воздействия на чувства (остаточные элементы), результатом будет некоторого рода теократическое правительство». В теократическом правительстве, несмотря на то, что оно воздействует на остаточные элементы, циркуляция элит — медленная, хотя в правящем классе доминируют люди с первым классом остаточных элементов. Такое правительство воздействует на религиозные чувства. «Если интеллект и хитрость в основном используются для воздействия на интересы (что не означает отсутствия влияния на остаточные элементы), тогда результатом будут правительства, наподобие афинской демократии, римской аристократии в разные периоды во времена республик, многих средневековых республик, и наконец — очень важная разновидность — «спекулятивное» правительство наших дней». У «спекулятивных» правительств циркуляция элит очень быстрая. Теократический тип не способствует производственной деятельности, тогда как «спекулятивные» правительства дают стимул экономике. Этот тип правительства является «дорогим» и основан на сильном приросте благосостояния. Но этот тип не способен к применению силы, в этом его слабость.

Важной заслугой Парето является то, что он показал изменения в обществе как результат взаимодействия многих сил в продолжающемся процессе. Это подразумевает, что роль каждого элемента в социальном процессе должна пониматься во взаимодействии с другими элементами.

Таким образом, говоря о равновесии социальной системы в целом и циркуляции элит как о двух взаимозависящих процессах, Парето рассматривает универсальный исторический закон «циркуляции элит» для понимания и объяснения изменений в обществе, обосновывая это результатом «врожденных психических предиспозиций» лидеров. Он определяет динамику нелогического поведения над логическим, отводя тем самым ведущее место иррациональному фактору в объяснении жизни общества, разрабатывает понятие идеологии как способа воздействия на остаточные элементы (инстинкты и нормативно-ценностные ориентации), а также закладывает основу для развития функционализма в социологии, понимая общество как систему взаимодействующих сил.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours