Виднейший исследователь государственности — русский философ, писатель и публицист Иван Александрович Ильин. В 1906 г. окончил юридический факультет Московского университета, где был оставлен для подготовки к преподавательской деятельности. В 1918 г. защитил диссертацию, получил ученую степень доктора юридических наук и ученое звание профессора. Не принявший большевизма и революции, высланный в 1922 г. из страны. В научном плане исследовавший основы, содержание, роль государства в общественной системе в призме духовности, особенностей проблем, возникающих и решаемых в России.
Ильин представляет концепцию «идеального государства», которое связано с духовностью народа, и выступал противником формального понимания государства как системы официальных институтов. Сторонники такого понимания считают, что люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к известным, механически осуществляемым внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира и от духовных корней человека.
Государство, обособленное от подлинной стихии народной жизни, сосредотачивается на решениях тесного круга правящих лиц и превращающийся для всех остальных граждан в чуждую им и неосмысленную систему мертвящего принуждения.
В противоположность подобной трактовке Ильин полагает, что государственность должна жить в душах людей, занимая их внимание, вовлекая их интерес. Народ, у которого политическая жизнь бесчувственна, безвольна, бессмысленна — государственно мертв и бесплоден. Его политическая организация имеет исключительно юридическое выражение в виде законов, правил, органов управления, но не имеет духовного наполнения. Такой народ совсем не ведет политической жизни, ибо политическая жизнь есть разновидность духовного творчества.
Государство, как продукт человеческой деятельности, соответствует своему назначению только в случае, если оно творится надлежащим органом, государство есть организованное единение духовно-солидарных людей, понимающих свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотическою любовью. Для того, чтобы мысль, чувство и воля человека творчески зажили политическою связью должно состояться духовное принятие государства. Каждый человек, пребывающий в состоянии наивного своекорыстия, должен принять государство сначала в порядке эгоистического, а затем предметно-духовного интереса. Человек должен осознать, что его частная жизнь невозможна вне или помимо политической организации.
Весь исторический опыт научается публично-правовому и патриотическому бескорыстию. Убедившись в этом, человек получает достаточное основание признать государство и добровольно принять его законы в порядке осознанного повиновения.
Вместе с тем незрелое состояние человеческих душ делает государство необходимым и целесообразным способом поддержания естественного права через его положительно-правовое вменение. Обязанность формулировать естественное право в виде общеобязательных правил внешнего поведения, с тем, чтобы эти правила проникали в сознание людей и порождали в них мотивы к правильному действию.
Таким образом, по своей основной идее государство есть союз духовно связанных между собой людей, племен и наций, объединенных ради осуществления естественного права. Это означает, что государство имеет единую, объективную и высшую цель и что только свободное, волевое принятие этой цели делает человека воистину гражданином.
Нормальное правосознание, еще со времен Платона и Аристотеля, утверждало единство и объективность государственной цели, имеющей свое особое содержательно-определенное задание. Если государство совсем не осуществляет его, или осуществляет совсем не его, то оно перестает быть государством. Государство имеет свою объективную природу, определяемую объективной целью, которая не может безнаказанно разрушаться.
Объективная природа государства определяется его высшею целью обеспечения всему народу и каждому индивиду его естественного права на самобытное определение себя в жизни, на достойную жизнь, внешне-свободную и внутренне-самостоятельную. Организация такого сожительства людей и, притом, на основании права и власти, составляет ту единую, политическую цель, которой служит государство. Только верное понимание этой цели открывает доступ к пониманию средств и строения политического союза.
Вместе с тем у каждого человека имеется эгоцентрическое тяготение к свободе, каждый ищет возможность обеспечить себе свои естественные права. В определении своего интереса каждый может «согласиться» с другим; но интересы эти не сливаются в единый и общий. Здесь есть согласие; но нет солидарности, ибо одинаковые интересы не объединяются в общий. А между тем политическая деятельность есть именно солидарная деятельность во имя общей цели. Отсутствие ее разрушает политический союз и превращает народ во множество разъединенных атомов.
Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различий, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единственную цель и один, общий интерес.
При этом солидаризация интересов возникает так, что каждый член союза начинает понимать неосуществимость своей цели помимо осуществления чужих одинаковых целей, и, притом, всех чужих. Все субъективные правовые «статусы» как бы соприкасаются друг с другом, образуя живую систему взаимного поддержания и ограничения. Каждая ячейка цела лишь до тех пор, пока целы соседние; а так как все ячейки связаны друг с другом и всеми остальными, то нарушение одной из них нарушает тем самым остальные.
Именно взаимное сосуществование всех объективно-правовых ячеек убеждает людей в том, что самая форма правовой связи не только одинакова для всех, но есть нечто общее всем. Организация правопорядка – это создание единого общего союза (политическое «мы») с единою общей правовой властью («наше» правительство) и единой общей системой права («наши» законы). Именно в этом и состоит организующая задача государства, в осуществлении которой все одинаково заинтересованы. На этой солидарности зиждется государство; в служении ей состоит политическая деятельность.
Государство есть разновидность организованного сожительства, а в основе всякого сожительства людей лежит духовная однородность и общность духовной культуры.
Политик, стоящий на высоте, творит то дело, в котором солидарен весь народ его и, если он творит его огнем своей души, то он патриот. Патриот, активно работающий над организацией духовной жизни своего народа, есть тем самым государственный деятель, национально-политический строитель и вождь. Политика вне патриотизма — беспредметна и гибельна. Таким образом, государство есть положительно-правовая форма родины, а отечество составляет истинное содержание политики.
Вести политическую жизнь, быть настоящим гражданином, значит испытывать живое неразрывное тождество между интересом государства и своим собственным интересом и, через это, признавать своим собственным интересом каждый духовно-верный интерес каждого из своих сограждан. К этому сводится основное содержание политической жизни.
В самом деле, первое, что делает человека гражданином, есть принятие государственной цели. Принять государственную цель, значит, испытать ее как свою собственную; значит не только «примириться» с нею или «согласиться» на нее, но и признать ее своею собственною целью, не противопоставлять ее больше своим интересам. Это возможно только при том условии, если личный интерес человека влечет его к тому самому, к чему ведет и государственное дело. Это значит, что гражданин должен быть патриотом, ищущим расцвета для духовной культуры своего народа: тогда основная цель его жизни сама по себе совпадает с единою и объективною целью государства и, в результате, живое, неразрывное тождество интересов устанавливается легко и естественно.
Это становится возможным благодаря обретению человеком в себе духовного интереса. Это значит, утвердить основу своей личности в той глубине, на которой «мое дело неразрывно сливается с делом «моего государства», а интерес «моего государства» раскрывается как интерес общечеловеческий.
Созданное ради естественного права государство утверждает естественные полномочия каждого гражданина, оберегая его творческий центр духовной жизни и благоприятствуя ему в его автономном самоопределении. Это значит, что каждый гражданин находит в государственной цели всю полноту своего духовного интереса признанною, так что его патриотическое «самопожертвование» есть, в то же время, акт «самоутверждения», ибо его личный духовный интерес не только не исключен из общеполитического, но входит в него целиком.
Государственный интерес слагается из всех духовно-правовых интересов всех граждан. Все необходимое гражданину для творческого труда и достойного существования — входит в интерес самого государства, определяя содержание его единой цели и практических задач.
Именно при таком понимании государство неизбежно становится орудием братства и солидарности. Приемля государственный интерес, как свой собственный, каждый индивид, действительно, усваивает все цели и все задачи государства.
Государство строится не по принципу корысти, а по принципу правоты и не по принципу конфликта, а по принципу солидарности. Так, что каждый раз, как в политике начало корыстного конфликта выдвигается на первый план или торжествует над началами права и солидарности, государство вступает на путь разложения. Государство есть разновидность не войны и разброда, но единения и творческого сотрудничества; и формула его: «совпадение правых и солидарных волеизъявлений». Государство стремится не организовать столкновение частных или классовых интересов, но исключить. Итак, государство интегрирует цели и интересы населения, а индивиды должны понимать возможную меру их удовлетворения, обеспечивающую общественное согласие.
Каждое правительство призвано действовать, руководствуясь инстинктом самосохранения, присущим его народу; каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни.
Поскольку государство осуществляет управленческий процесс через систему учреждений, важно, чтобы они ориентировались на эти цели. В основной идее — благополучие населения по широкому кругу — решения экономических, социальных, культурных и др. проблем.
С учетом современных особенностей, важная задача сегодня в ориентации не на конфликтность, а солидарность общества, нахождение механизмов — экономических, политических, социальных, культурных и пр., в наибольшей мере соответствующих общественным идеалам и благополучию общества. И. А. Ильин вводит понятие хозяйственного блага. В ряду первостепенных проблем — развитие экономики, научного и технико-технологического потенциала, приоритетных для страны направлений развития, решение социальных проблем, особо значимых — здравоохранения, образования и пр.
+ There are no comments
Add yours