Николай Яковлевич Данилевский в период обучения в Петербургском университете увлекся социалистическими идеями Фурье, сблизился с кружком Петрашевского. Будучи патриотом своего отечества, Данилевский Н.Я. интересуется политикой, историей, правом. Он порывает с социалистическими идеями и встает на позиции консерватизма. Западники настаивали на том, что Россия должна идти по либерально-демократическому пути, считая европейские морально-этические, социальные и правовые нормы своего рода путеводной звездой для остальной части человечества. Славянофилы подчеркивали, что Россия должна идти своим собственным путем. Данилевский Н.Я. эти вопросы рассматривал в социально-философском плане и с позиции исторического развития человечества. Он синтезирует теоретические взгляды славянофилов, западников, социалистов и пишет свой фундаментальный труд «Россия и Европа», который увидел свет в 1869 году.
В данной работе Николай Яковлевич рассуждает в русле методологии натурализма и органицизма, отвергая искусственную систему европоцентристского эволюционного принципа объяснения истории, утверждая, что какая-либо общая теория исторического развития человечества невозможна в силу этнического многообразия, специфичности национальной культуры. Общество, по мнению ученого, представляет собой некую сумму национальных организмов, которые развиваются по собственным законам. По мнению Данилевского любой этнос характеризуется особенностью мышления, чувствами, волей, специфичностью нравственных установок, которые лежат в основе оригинальности нации, особого культурно типа развития. Исходя из того, что все культурно-исторические типы самодостаточны и равноценны между собой, философ приходит к отрицанию причинно-следственной связи в мировой истории.
Доказывая невозможность линейного развития, Данилевский Н.Я. утверждает, что прогресс состоит не в движении в каком-то одном направлении, а в том, чтобы раскрыть культурный потенциал каждой цивилизации и народа в полном объеме.
Данилевский выделяет десять цивилизаций: «египетская; китайская; ассирийско-вавилоно-финикийская; халдейская, или древнесемитическая; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская; ново-семитическая, или аравийская; германо-романская, или европейская». Анализируя зарождение, становление, расцвет и угасание данных цивилизаций, философ формулирует некоторые принципы или законы развития:
— любой этнос или группа этносов могут составлять один культурно-исторический тип, если говорят на одном языке или на близких языках;
— цивилизация может возникнуть только при наличии политической независимости;
— начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа;
— чем разнообразнее и независимее этнографическая составляющая культурно-исторического типа общества, тем развитие цивилизация. На основе этого закона Николай Яковлевич выделяет одиннадцатый культурно-исторический тип славянский, который может реализовать себя в «совершенную» цивилизацию. Он обосновывает это «беспримерным разнообразием славянской цивилизации, ибо цивилизация только тогда достигает полноты, когда максимально разнообразны этнографические элементы её составляющие, а этнографическое разнообразие России и других славянских стран огромно».
— формирование, становление цивилизации занимает длительный период времени, а период расцвета очень короток.
Данные законы Данилевский Н.Я. обосновывает огромным историческим материалом. Он утверждает, что «культурно-исторические типы существуют замкнуто и изолированно, ценности цивилизации не передаются друг другу. Данилевский Н.Я., абсолютизируя многообразие культурно-исторических типов, не отрицает единство человечества, поскольку развитие исторических процессов основана на единстве мира, который не исключает своего многообразия.
По мнению Данилевского Н.Я. не существует одного исторического пути, по которому идут все цивилизации. Он делает вывод о том, что «нет ни высших, ни низших цивилизаций». Каждая культура была уникальной и неповторимой, несла в себе особую миссию.
Опираясь на географический детерминизм, Данилевский Н.Я. в формировании государства уделял внимание географическому пространству, различиям социально-экономического развития регионов, природно-климатическим условиями, факторам внешней опасности. Он считал, что России необходима сильная власть и строгая централизация. Цель государства, Данилевский видел, в охране «жизни, чести и свободы народной».
Данилевский, считал, что степень централизованности государства во многом зависит от степени опасности, угрожающей национальной чести и свободе народа, которую государство должно защищать. Форму правления в России он видел исключительно в монархии, считая, что абсолютная самодержавная власть «утвердила политическое могущество России.
При этом каждому культурно-историческому типу, присуща своя специфическая форма политического устройства. Выбор формы правления базируется на социальных и геополитических факторах.
В перенесении формы правления одного культурно-исторического типа на другой нет необходимости. В случае если политическая система не оправдывает себя, нужно заниматься не копированием чужой, неприемлемой для общества системы, а развивать и совершенствовать свою собственную. Политическая форма, исторически выработанная одним этносом, годится только для него. Привить европейскую политическую систему в полной мере на русскую почву невозможно. Русский государственный строй представляется единым живым организмом. Мыслитель разграничивает сильную легитимную монархическую власть от диктатуры религиозной основой самодержавия. Именно отсутствие религиозного фактора отличает монархию от диктатуры.
В целом в своей работе Данилевский Н.Я. стремился методологически обосновать самобытность русской цивилизации, утверждаемой славянофилами. Теория культурно-исторических типов является моделью развития обществ и государств как взаимосвязанного между собой органического целого.
Книга Данилевского оказала большое влияние на формирование цивилизационного подхода, который активно развивался в XX в. в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева.
+ There are no comments
Add yours