Макс Вебер (1864-1920)

Важнейшей работой для анализа политической теории Вебера является «Политика как призвание и профессия». Здесь он обосновывает известное определение государства как «монополии на легитимное физическое насилие» и формулирует основные принципы своей теории легитимности власти. Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определённой области…претендует на монополию легитимного физического насилия».

Только в государствах «нового типа» (современное государство), согласно Веберу, насилие оказывается главным средством поддержания легитимного политического порядка.

Вебер выделяет три идеальных типа легитимации политической власти: традиционный, харизматический и легальный. Эта классификация, принципиально коррелирует с разработанной им типологией социальных действий (традиционное, аффективное, ценностно-рациональное и целерациональное). Несмотря на то, что традиционные и аффективные социальные действия являются менее эффективными с точки зрения рациональной организации общественной жизни, в пространстве властных политических отношений, такие действия, на практике, более эффективны, для поддержания наличного политического порядка.

Это обуславливает, характерное для государственной организации традиционных обществ, отсутствие многочисленного функционально разветвлённого государственного аппарата и профессиональной бюрократии.

С ускорением темпов общественного развития, дифференциацией социальных институтов, а также постепенным распадом традиционных и формализацией вновь возникающих социальных связей и норм, появляются государства «нового типа». Стремление элит таких государств к упрощению процесса управления требует его возможно большей формализации и рационализации, что закономерно приводит к необходимости создания специального органа, обеспечивающего политическое господство. В результате современное государство превращается в «предприятие», которое требует постоянного профессионального рационального управления.

Современное государство — это не только усиливающаяся бюрократизация, но и возрастающая, опора на физическое насилие как главное средство поддержания рационально организованного политического порядка. Именно насилие остаётся единственным средством обоснования правомерности политического порядка. В современном бюрократическом государстве всякий гражданин должен подчиняться, прежде всего, законодательным нормам, закрепляющим образец рационального поведения. А девиантное поведение пресекается в нем посредством применения (или угрозой) физического насилия, а уже потом общественным порицанием.

Вебер описал «машину» современного рационального государства – бюрократическую организацию как идеальный тип. Бюрократия — это тип государственной организации и стиль жизни в обществе.

Согласно Веберу, к формированию системы бюрократического политического господства приводит смена типов легитимации политической власти. Символом бюрократического государственного правления можно по праву назвать чиновника. Рост политического господства бюрократизированного аппарата управления, в конечном счёте, и приводит к возникновению современного бюрократического государства.

Бюрократизация современного государства носит всепроникающий характер, проникая во все сферы общественной жизни, а также регламентирует частную жизнь. Вебер, достаточно высоко оценивал феномен бюрократии, видя в нем закономерный результат развития европейской цивилизации.

Современная политическая бюрократия является определенным буфером, защищающим вождя от парламента, позволяя ему действовать через голову парламента и даже вопреки его воле и оказывать прямое влияние на политическую ситуацию в обществе. Вызревание такой системы положило начало новой политической модели — плебисцитарной демократии.

Вебер не считал реальным достижение «народного суверенитета», основанного на «воле народа». Господство в политическом смысле, когда одна группа навязывает свою волю другим, в принципе, изжить невозможно, поскольку с увеличением размеров государств и численности населения возможности утверждения прямой демократии крайне незначительны. Авторитаризм — единственно приемлемое средство утверждения политического порядка в переходном обществе.

В рассуждениях Вебера субъектом политики выступает политическое сообщество. Политическое сообщество, по Веберу, конституируется следующими условиями: (1) территорией; (2) наличием силового ресурса, необходимого для осуществления господства; и (3) социальным действием, которое не ограничивается исключительно удовлетворением общих экономических нужд в рамках общинного хозяйства, а направлено на регулирование отношений между теми, кто проживает на данной территории.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours