Томас Гоббс — английский философ, обосновывавший права верховной власти на основе естественных законов. Философ создал систематическое, целостное учение о государстве и праве. В 1651 г. Гоббс издает в Лондоне свое сочинение под заглавием «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Цель политико-правового учения Гоббса заключается в построении учения государства и права, свободного от субъективных оценок. Источник его политического учения — естественные свойства человека, которому от природы присущи следующие качества: соперничество (из него проистекает стремление к наживе), недоверие (порождает стремление к безопасности), любовь к славе (приводит к честолюбию). Эгоистические стремления людей образуют основу природы человека. Гоббс не согласен с теми мыслителями, которые называют человека «общественным животным». Люди, по его мнению, ищут в обществе удовлетворения своих интересов и именно для этого соединяются вместе. Являясь прирожденным эгоистом, человек сближается только с теми лицами, от кого он ожидает для себя выгоды. Человек по природе зол — «человек человеку — волк». Коль скоро все действия человека возникают из его личных наклонностей, то для осуществления своих желаний люди по своей природе непрерывно желают власти. Все люди в естественном состоянии находятся в постоянном страхе, который проистекает из опасения зла, из-за чего между людьми возникают постоянные столкновения. Более сильные стараются подчинить себе слабых; все чувствуют взаимный страх. В подтверждение этого положения Гоббс приводит ряд доказательств: люди в пустынных местах ходят с оружием; в доме хозяин запирает сундуки и двери; государства, находясь даже в состоянии мира, постоянно вооружаются друг против друга.
В «естественном состоянии» каждый человек имеет право на все, что считает для себя необходимым. В догосударственном состоянии люди, по учению Гоббса, находятся в состоянии «войны всех против всех» — «bellum omnium contra omnes». Однако это состояние противоречит законам самосохранения человека. Следовательно, спасаясь от войны, человек должен искать мира, или, если нельзя жить в мире, надо, как утверждает ученый, искать союзников в войне. Первый, основной закон природы, гласит: «должно искать мира». Из основного закона вытекают другие законы общественной жизни или естественные законы (средства для достижения этой цели). Прежде всего, очевидно, для сохранения мира человек должен ограничить свои притязания. Часть своих прав он должен уступить другим. Первый производный закон природы предполагает, что «для сохранения мира необходимо отказаться от права на все», то есть уступить другим часть своего права, а значит, заключить договор. Из этого положения вытекает второй производный закон природы: необходимо соблюдать обязательства. Понятия о правде и неправде, по мнению Гоббса, возникают только вследствие договора. Всего Гоббс выделяет 19 естественных законов, необходимых для достижения мира, предписывающих добрые нравы: быть благодарным; быть полезным другим; сострадательным; мстить и наказывать, имея в виду не совершенное уже зло, а будущее благо, то есть исправление преступника; не оскорблять других; не превозноситься перед ними; быть скромным; беспристрастным; общим пользоваться сообща; если какая-либо вещь не может быть ни разделена, ни стать предметом общего пользования, дело должно решаться жребием, но жребий может быть не только искусственный, но и естественный, как первородство и первый захват, поэтому первый захвативший имеет преимущество перед другими; посредники мира должны пользоваться неприкосновенностью; в случае споров, они должны решаться третейским судьей; никто не должен быть судьей в своем собственном деле; третейский судья не должен получать вознаграждения от сторон; решение спора должно основываться на показании беспристрастных свидетелей; с судьей не допускается никаких сделок; запрещается пьянство и все, что затемняет рассудок. Все эти законы сводятся, по словам ученого, к ясному правилу: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы тебе делали». По своему содержанию естественные законы тождественны с нравственными нормами и здравым смыслом.
В естественном состоянии никто не может до конца быть уверенным в доброту помыслов других людей; что касается общества, то и в нем, замечает Гоббс, обязательно найдется злое меньшинство, которое будет держать большинство в постоянном страхе за свою жизнь. Следовательно, для соблюдения естественных законов необходимо обезопасить себя от произвола со стороны других лиц, что означает соединение значительного числа людей для взаимной защиты. Это соединение, по утверждению мыслителя, должно быть организованным и действенным. Одного только согласия людей действовать сообща для защиты общего блага недостаточно, поскольку, рассуждает Гоббс, человек по своей природе эгоистичен, увлекаем своими эмоциями, часто подвержен страстям и может предпочесть частную выгоду общей пользе. Таким образом, чтобы все эти законы получили надлежащую силу, необходимо, чтобы все люди договорились подчинить свою частную волю одному лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех. Как результат взаимного договора, возникает государство.
Под государством ученый понимает «единое лицо, воля которого вследствие договора многих людей считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты».
Независимо от способа образования государства (отеческое или деспотическое правление), права верховной власти одинаковы и включают в себя следующие полномочия: «меч правды» (наказание нарушителей закона), «меч войны», право суда, право законодательства (устранение споров о том, что принадлежит каждому), право учреждать подчиненные власти, право запрещать вредные учения. Гоббс особо осуждал теории, призывающие к сопротивлению власти короля.
Верховная власть, по убеждению философа, выше всех законов, безгранична и абсолютна независимо от ее формы. Особенность политического учения Гоббса заключается в том, что он считал власть, установленную по договору, неограниченной и безусловной, независимо от ее формы. Несмотря на то, что в основании государства лежит общественный договор, тем не менее, верховная власть не может быть уничтожена волею граждан (подданных). Актом договора они связали свою волю не только по отношению друг к другу, но и к правителю, без согласия которого они не вправе расторгнуть договор.
Гоббс отмечал, что при любой форме правления можно указать на некоторую высшую власть, которой подчинены все другие, но сама она не подлежит никакому контролю. Гоббс отвергал теорию разделения властей (власть абсолютна), смешанный образ правления (противоречит единству верховной власти) и «извращенные» формы государства (нет ясных критериев для их выделения: всякий недовольный может считать существующее правление плохим).
К демократии Гоббс относился отрицательно. По его мнению, демократия имеет столько правителей, сколько насчитывает в обществе демагогов. Все они добиваются при этом правлении для себя власти и богатства. Это пагубно сказывается на принятии политических решений: ораторы увлекают умы подвластных, однако большинство в собраниях несведущи и неспособны к принятию решений в делах государства. Государственно важные решения должны приниматься, по убеждению Гоббса, не в силу душевного порыва (как это происходит в демократиях), а под влиянием разума. Пристрастие и непостоянство толпы, свойственные демократии, беспрерывно меняют законы, что в конечном итоге, пагубно влияет на стабильность государственного режима. Таким образом, борьба партий, непостоянство толпы, влияние демагогов, воздействующих на человеческие страсти — все это невыгодно отличает демократию от других форм правления.
Аристократия, являясь серединой между монархией и демократией, тем лучше, считает Гоббс, тем больше приближается к монархическому правлению, и чем больше удаляется от демократии.
Наилучшей формой правления, по учению Гоббса, является неограниченная монархия, в которой верховный правитель обладает всей полнотой власти. В этом правлении, следуя мысли ученого, меньше оснований для вымогательств, несправедливостей и притеснений подданных. В монархии государь есть сам народ, поскольку он воплощает в себе государственное единство; подданные — это только собрание отдельных лиц. Однако абсолютизация верховной власти в теории Гоббса относится только к сфере публичного права; в области частноправовых отношений лицам предоставляются права и свободы. В частых отношениях правитель должен обеспечить наличие имеющейся у каждого собственности, незыблемость договоров, равную для всех лиц справедливость, определить налоги и т. д.
Гоббс определял свободу как право делать все то, что не запрещено законом. Цель законов состоит не в том, чтобы удерживать людей от всяких действий, а в том, чтобы дать действиям правильное направление. Нельзя определить законом все возможные, будущие отношения и решить тяжбы, следовательно, все случаи, не урегулированные законом, необходимо решать на основе естественных законов (норм справедливости). Коль скоро, рассуждал Гоббс, нельзя охватить законом всю жизнь человека, надо предоставить ему возможность поступать по собственному усмотрению.
Гоббс исследовал природу и назначение законов, классифицировал виды законов, изучал их структуру. Любой гражданский (светский) закон, по этой теории, предполагает две части: распределяющую) и карающую части. Первая содержит определение правил поведения, то есть содержит права и обязанности сторон и запреты, вторая часть определяет наказание. Отличительной особенностью правового учения Гоббса явилось утверждение о том, что первая часть (распределяющая) обращена ко всем лицам, а вторая часть (карающая) — только к должностным лицам.
Гоббс подчиняет государству духовную жизнь человека. Он настаивает, что подвластные не должны иметь собственных суждений о добре и зле — за них это делает государство, определяя гражданским законом что должно считать хорошим (это предписывается гражданским законом) и что должно считать плохим (запрещено гражданским законом). С одной стороны, считать человека политическим рабом своего правителя, а с другой стороны, наделять его правами и свободами, провозглашенными и даже гарантированными правителем в сфере частного права. Однако Гоббс видел силу общества именно в авторитарности государственной власти. Необходимо заметить, что, обосновывая теоретически преимущества абсолютной монархии, Гоббс, тем не менее, допускал существование и иных форм правления.
+ There are no comments
Add yours