Бенедикт Спиноза (1632—1677)

В своих философско-политических трудах «Богословско-политический трактат» (1670) и «Политический трактат» (1677) Спиноза обращается к вопросам государства и права.

Исходные посылки политической философии Спинозы состоят в том, что каждый индивид обладает верховным правом на все. Каждый человек имеет верховное право на то, чтобы существовать и действовать сообразно с тем, как он к тому был естественно предопределен. «Естественное право» определяется не «здравым рассудком», но «желанием и мощью» каждого человека. Естественное право, т. е. право, действующее в естественном состоянии, запрещает только то, чего никто не желает или чего никто не хочет. В естественном состоянии возможны распри, ненависть человека к человеку, проявления гнева, хитрость.

Для того чтобы жить в согласии, люди по указанию разума заключают соглашение и передают в коллективное владение право, которое каждый от природы имел на все, и отныне руководствуются этим коллективным правом и коллективной мощью. Таким образом, основанием общества и государства у Спинозы выступает разум. Кроме того, разум является и основанием свободы: человек свободен лишь постольку, поскольку он руководствуется разумом. Человек становится свободным, как только он может обуздывать и координировать страсти и аффекты своего тела в соответствии с требованиями Разума и подчинять их любви к Богу.

У Спинозы естественное право сохраняется и при переходе к общественному состоянию, ибо, по его мнению, жить в безопасности означает по возможности сохранить свое естественное право существовать и действовать.

В гражданском состоянии каждый человек подчинен праву государства и не имеет никакого основания судить о справедливости или несправедливости, он обязан исполнять законы государства, даже если считает их несправедливыми. Право, определяемое мощью народа, — верховная власть — сосредоточена в руках того, на кого с общего согласия возложена забота о делах правления. Спиноза различает три вида гражданского состояния:

— монархия, при которой власть сосредоточена в руках одного лица;

— аристократия, когда власть отправляется коллегией, в состав которой входят только избранные граждане;

— демократия, представляющая собой коллегию, составленную из всего народа.

По его мнению, наилучшая власть та, при которой люди живут в согласии и законы соблюдаются всеми и неукоснительно.

Такой формой выступает демократия, при которой граждане, предназначенные для управления государством, определяются не врожденными привилегиями, но законом. Главный аргумент Спинозы в пользу демократического правления состоит в том, что только при демократии менее всего стоит опасаться ошибок и заблуждений. Кроме того, демократия менее других режимов удаляется от естественной свободы и равенства, так как каждый индивид передает свое естественное право большинству граждан; здесь все равны, подобно тому, как все равны в естественном состоянии.

Спиноза считает, что конечная цель государства состоит в том, чтобы освободить от страха каждого человека, дабы тот жил в безопасности. Свобода состоит в том, чтобы «их (людей) душа и тело отправляли свои функции, не подвергаясь опасности, а сами они пользовались свободным разумом». Поэтому, заключает философ, истинная «цель государства в действительности есть свобода».

Для Спинозы критерием свободы государства является свобода мышления. Свободно государство, в котором каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает. Соответственно насильственное правление — это правление, посягающее на умы людей.

Спиноза формулирует основные правила, которых должно придерживаться государство, желающее быть свободным:

— невозможно отнять у людей свободу говорить то, что они думают;

— эта свобода без вреда праву и авторитету высших властей может быть дана каждому, и каждый может сохранять ее без вреда тому же праву, если при этом он не берет на себя смелость выступать против основ и законов государства;

— свобода не наносит никакого вреда сохранению мира в государстве, и от нее не возникает никаких неудобств, которые нельзя было бы с легкостью устранить;

— каждый гражданин может пользоваться данной свободой без вреда благочестию;

— законы, издаваемые против против каких бы то ни было теорий и идей, бесполезны;

— эту свободу не только можно допускать без вреда, но и должно ее допустить для процветания общества.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours