Жан Боден (1529—1595)

Жан Боден писал: «…государство, лишенное суверенного могущества, объединяющего всех граждан и все части оного, все хозяйства и все коллегии в единое целое, не является более государством». Понятие суверенитета, сформулированное Боденом в его знаменитом труде «Шесть книг о государстве», стало основой теории государства Нового времени. Власть, суверенитет для мыслителя — сама субстанция, само определение государства.

Боден определяет государство как прямое управление множеством хозяйств и всем, что они имеют общего, при помощи суверенной власти. Данное определение означает следующее:

— во-первых, государство существует только там и тогда, где и когда в качестве его принципа выступает суверенитет. Государство, или республика, существует только там и тогда, где и когда существует юридический порядок (т. е. право управлять);

— во-вторых, суверенитет власти выступает в качестве определения государства или республики. Понятие суверенитета — это принцип государства, задающий форму и структуру его политике.

Государство, т. е. форма суверенитета, есть политическая система подчинения множества субъектов единству принципа — личности государя.

Суверенитет, по Бодену, — это «способность повелевать и понуждать таким образом, что тот, кто повелевает и понуждает, не является объектом повеления и понуждения со стороны кого бы то ни было». Суверенитет — основа государственной целостности, он связывает все части государства, «все хозяйства, корпорации или коллегии» в единое целое, придавая особую форму государства всем политическим и социальным элементам. Боден выделяет следующие основные черты государственного суверенитета:

— суверенитет постоянен, т. е. он существует во всех без исключения формах правления, сменяющих друг друга, и независимо от них;

— суверенитет абсолютен, ибо суверен никому не подчиняется, он свободен от всех повелений, кроме тех, что исходят непосредственно от него самого;

— суверенитет неделим: правитель либо обладает суверенитетом целиком и нераздельно, либо не обладает им вовсе. В противном случае мы получаем, по мнению Бодена, беспорядок смешанного правления.

С боденовским определением суверенитета и его сущности тесно связана и классификация форм правления. Поскольку суверенитет неделим, то все смешанные формы правления абсурдны. Всякое разделение суверенитета ведет к конфликтам, борьбе, в которой рано или поздно сильнейший одержит победу и завладеет суверенитетом. Отвергает мыслитель и аристотелевскую идею «испорченных» форм правления. Боден считает, что существует различие между государством и правлением, между формой государства, определяемой количеством людей, в чьих руках сосредоточен суверенитет, и тем способом, каким суверенитет осуществляется в каждой из этих форм. Таким образом, существует всего три формы правления, определяемые тем, кому принадлежит право издавать законы и принимать решения (монархия, аристократия, демократия).

Боден разворачивает детальную картину возможных комбинаций и сочетаний форм правления и способов отправления власти. Так, например, народное государство может быть с народным правлением (эгалитарный режим, при котором все граждане принимают равное участие как в правлении, так и в распределении благ), с аристократическим правлением (фактически правит небольшое число граждан, например Римская республика и ее Сенат) и с королевским правлением (принципат, основу которого составляет большинство народа при фактическом правлении одного человека — цезарианская демократия). Аналогичным образом и аристократия, и монархия могут быть с народным, аристократическим или монархическим правлением.

Наилучшей Бодену представляется наследственная королевская монархия, которая одна только и способна создать прочный фундамент для осуществления суверенитета. Конечно, и монархия несовершенна, и она обладает недостатками разного рода, самый серьезный среди которых — чрезмерное личное влияние одного человека, обращенное к тому же не во благо государства, а на удовлетворение своекорыстных интересов.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours