Макиавелли — великий итальянский мыслитель, писатель, основоположник теории государственного управления эпохи Возрождения. В небольшом семейном поместье лишенный постоянной работы Макиавелли пишет свои лучшие труды — «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и «История Флоренции». Заветной мечтой автора было превращение Италии в сильное независимое государство. В своих работах он изучает формы государственного управления, их преимущества и недостатки, способы захвата и удержания власти, характеристики лидеров и методы управления, потребности и способы мотивации.
Концепция государственного управления Н. Макиавелли совпадает с взглядами Платона и Аристотеля в том, что смешанная форма правления является наиболее устойчивой и совершенной. В трактате «Государь» Макиавелли выделяет только два вида форм правления — республику, под которой он понимает народное правление, или демократию, и единовластие, или монархию. Но в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» он расширяет эту классификацию до шести видов, три из которых он относит к хорошим, но крайне неустойчивым видам правления — монархию, аристократию и демократию. Эти три хороших вида государственного устройства с течением времени неизбежно превращаются в три плохих ее вида: монархия превращается в тиранию, аристократия — в олигархию, а демократия — в анархию.
Остановить кругооборот форм власти в любом государстве крайне сложно. Достигнув предела совершенства, государство неизбежно вступает на путь упадка и разрушения.
Возникновение государства у Макиавелли начинается с появления единовластия (монархии). Первоначально правителя (царя) избирали его подданные по личным качествам — силе и отваге, справедливости и рассудительности, умению создавать и поддерживать закон и порядок. Однако со временем государственная власть из выборной превратилась в наследственную, и постепенно стал развиваться процесс вырождения потомков великих правителей.
С разложением наследников великих государей разрушаются единство и доверие в обществе, подданные начинают ненавидеть недостойного правителя, а он, испытывая страх перед народом, все чаще прибегает к насилию. В итоге монархия превращается в тиранию. Однако действия тиранов только углубляли социальные и экономические проблемы, увеличивали раскол между богатой правящей элитой и бедными гражданами. Тираны не могут обеспечить процветание своих государств, а нанесенный ими вред огромен: они подавляют свободу народа, лишают его политической воли и ответственности за судьбу государства.
Власть тирана, по мнению Макиавелли, неизбежно приводит к крушению единовластия: повсеместно возникают тайные общества, устраиваются заговоры, которые в итоге заканчиваются успешным государственным переворотом.
После свержения тирана к власти приходят освободители государства — самые доблестные и отважные граждане, которые выбирают новую форму правления — аристократию. Войдя в правительство, они защищают отечество от внешних и внутренних врагов, устанавливают справедливые законы, заботятся об общественных и частных интересах больше, чем о собственных. Однако с течением времени аристократов у власти сменяют их потомки, не испытавшие на себе тягот тирании, не закаленные в войнах и борьбе за свободу отечества. Они начинают пренебрегать гражданским равенством, стремятся только к собственному обогащению и защите своей власти.
В результате аристократия превращается в олигархию, где власть принадлежит уже не самым достойным и справедливым, а самым богатым и знатным гражданам. Установление имущественного ценза для успешной карьеры становится нормой политической жизни, и только самые богатые граждане занимают государственные должности.
Олигархия, как и тирания, опирается на армию и держится только на насилии. Это уже не единая страна, а страна двух государств — государства бедных и богатых, которые будут всегда находиться в состоянии гражданской войны.
Главной ценностью олигархического общества является богатство. Вместо стремления к подвигам и добродетели все стремятся только к наживе. В этом заключается слабость олигархии, которая становится неизбежной причиной ее свержения. Народ начинает ненавидеть олигархов так же, как прежде тиранов.
Олигархия, порождая у подданных ненависть к власти и стремление к борьбе за свободу, приводит к победе демократии. Теперь народ выбирает руководителей всех органов власти, судей и военачальников и строго их контролирует, принимает важнейшие государственные решения и законы. Но новый государственный строй внушает почтение недолгое время, затем начинает повсеместно распространяться беззаконие, каждый гражданин начинает жить, как пожелает, не считаясь ни с частными, ни с общественными интересами.
Демократия опьяняет свободой, но ведет к вседозволенности и превращается в анархию, из которой возможным выходом становится переход к монархии — началу следующего кругооборота.
Основой любого государства, по его мнению, должно стать равенство всех граждан перед законом, уважение личных интересов каждого. Он считал, что главным пороком монархии и аристократии является лишение граждан права участвовать в принятии политических решений. Поэтому народ в недемократических государствах лишен подлинной самостоятельности, ограничен в правах и обречен на полную общественную пассивность.
Кругооборот форм государственного устройства и смена власти, по мнению Макиавелли, определяются его пессимистическим взглядом на природу человека, склонностью потомков великих людей, находящихся у власти, к вырождению, а также совокупностью внешних и внутренних политических условий, балансом сил в обществе, его социальными и экономическими проблемами.
Описав недостатки всех шести перечисленных форм правления, Н. Макиавелли считал смешанную форму власти наиболее прочной и устойчивой, исторический пример которой н видел в Римской республике, просуществовавшую с IV по I в. до нашей эры.
Принципы государственного управления — это способы завоевания и удержания власти, управления подданными. Первый из них связан с ориентацией на результат, победу любой ценой, а не с обязательным следованием нравственным принципам в практике управления. Н. Макиавелли считал, что при разработке успешной государственной политики нельзя находиться в плену иллюзий и религиозных догм.
Макиавелли полагал, что люди порочны и одновременно добродетельны. Поэтому людям свойственно стремиться выглядеть честнее, чем они есть на самом деле. Если правитель принимает желаемое за действительное и верит людям, он обманывает себя. Между тем какими люди себя считают и какими являются на самом деле — огромная разница. Поэтому умный правитель внимательно изучает людей и не питает иллюзий.
Поскольку существуют два пути достижения цели — путь закона и путь насилия, то правитель должен уметь пользоваться двумя путями. Н. Макиавелли разграничивает политику и мораль, он считает, что политик не может руководствоваться нравственными нормами, так как политика -сфера относительного, а нравственность -сфера абсолютного.
Исходя из этого Макиавелли определяет первый принцип государственного управления — «победителей не судят». Н. Макиавелли писал, что если государь хочет приобрести или сохранить свою власть, он должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением при необходимости.
Второй принцип государственного управления связан с выбором типа власти. Рассуждая о влиянии на подданных, наградах и наказаниях, Н. Макиавелли писал: «…что лучше: чтобы государя любили или боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».
Управляя людьми, надо либо их ласкать, либо угнетать. Поведением людей руководят два мотива — страх и любовь. Правителю важно понять, что лучше: внушать подданным страх или любовь. Любовь очень тонка, а страх прочнее и тверже. Любовь держится на очень зыбкой основе — человеческой благодарности. Но благодарность легко забывается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личных интересов изменить вам.
Поскольку правитель заранее не знает, кто предаст его, а кто сохранит преданность, то ему необходимо быть реалистом и лучше внушать страх, а не любовь. Макиавелли приходит к заключению, что из всех видов власти лучшей является власть, основанная на принуждении.
Третий принцип государственного управления — принцип мотивации: «вознаграждай постепенно, наказывай сразу». Добрые дела и благодеяния следует расточать по капле, чтобы у подчиненных было достаточно времени для их благодарной оценки. Наградами и повышением по службе дорожат, когда они редки. Наказание же, напротив, лучше производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, чем растянутая во времени.
Четвертый принцип государственного управления — принцип относительности, Н. Макиавелли писал, что люди достигают целей разными способами: честные и смелые идут напрямик, слабые — в обход, умеряя свои аппетиты, отступая при необходимости, притворяясь, играя роли и надевая маски. Любимцев судьбы мало, они честны и благородны -настоящие личности. Большинство же -безликая толпа: жадная, коварная, вероломная.
Каждый, стремясь к власти и богатству, идет своим путем: один поступает осмотрительно, другой действует смело и решительно, третий берет хитростью, но все способны добиться успеха при благоприятных обстоятельствах. Успех зависит от соответствия выбранного образа действий сложившимся условиям. В одних обстоятельствах нужна жестокость, в других -снисходительность.
Исходя из этого принцип относительности в управлении Макиавелли определяет следующим образом: «универсальных способов достижения целей нет: каждый успех индивидуален, и выбор средств должен соотноситься со сложившейся ситуацией, оценка результата — со средствами».
Пятый принцип государственного управления: «безупречных решений не бывает». Он скептически оценивал результаты принятия рациональных решений и писал о том, что никогда нельзя устранить одно неудобство, чтобы из него не возникло другое. Так, Макиавелли писал, что если правитель хочет сделать народ сильным, великим и непобедимым для любого врага, то им станет сложно управлять. Если же сделать народ слабым и безропотным, то он станет легко управляемым, но у него не будет шансов на победу в войне.
Шестой принцип государственного управления — принцип бережливости. Щедрость истощает казну, вынуждает правителя сверх меры обременять народ поборами, разорять свою страну. Все это неизбежно приведет к ненависти, а затем и к презрению со стороны подданных, а это две самые большие беды для государя.
«Государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость». Только благодаря бережливости правители действительно становятся щедрыми по отношению к тем, у кого ничего не отняли, а таких большинство, и скупыми по отношению к тем, кого бы могли обогатить, а таких единицы.
+ There are no comments
Add yours