Фома Аквинский (Аквинат) (1221/25 — 1274)

Фома Аквинский -христианский теолог и философ средневековья, «ангельский доктор» святой католической церкви. В своем произведении «О правлении государя» Фома опирался на философию Аристотеля. Как и Аристотель, он выводит причины появления государства из свойственному человеческой природе стремления к объединению.

Завершение и полнота человеческой природы находят свое воплощение в обществе, что связано с христианской идеей единства как блага для всех вещей. К обретению этого единства и стремится человек, участвуя во всех формах социальной жизни — от семьи до государства.

Человек — «животное» не только социальное, но и политическое. Ведь для своего развития и совершенствования жизнь его нуждается в безопасности от внешних и внутренних врагов, в законном порядке, призванном обеспечивать каждому то, что ему положено. Государство у Фомы выступает как необходимый принцип единства управления, инстанция, призванная заботиться об общем благе.

Фома Аквинский утверждает, что первое государство — это универсум, управляемый Богом. Как и каждое сущее, государство воспроизводит принцип единства в форме права, проистекающего из божественного разума, а также порядка, обеспечивающего ее организацию и превращающие в связное целое. Божественный порядок объективно ограничивает любое могущество государства; кроме того, существуют ограничения в виде права и морали.

Государство необходимо для завершенности человеческого сообщества и самого человека, и в этом смысле оно предстает как оплодотворенное разумом. Государственные институты — это те живые рамки, которые защищают принцип единства общества.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский утверждает, что цель государства — способствовать тому, что каждый индивид в одиночку создать не способен, обеспечивая ему земное счастье и возможность развивать свои добродетели.

В трактате «О правлении владык» Фома Аквинский говорит о том, что государь должен сосредоточить свои усилия на трех главных направлениях:

— установить «честность жизни» в подчиненном ему государстве;

— сохранять этот единожды установленный порядок;

— упорно трудиться над тем, чтобы не только сохранять, но и совершенствовать его.

Фома воспроизводит классическую аристотелевскую классификацию форм правления, различая три чистые, или правильные, формы (монархия, аристократия и демократия) и три неправильные формы (тирания, олигархия и демагогия). Фома подчеркивает моральный характер такого различения, выделяя справедливые и несправедливые формы в зависимости от того, насколько они способствуют реализации общего блага как цели общества.

Предпочтения Аквинского на стороне монархии. С теологической точки зрения, отправление королевской власти сравнимо с действием Бога, и монархическое правление — это правление, по образцу которого Иисус предлагал строить свою церковь.

Смешанное правление понимается Фомой как соединение лучших черт монархии, аристократии и народного правления, соединение, способствующее взаимному ограничению этих простых форм. В пользу смешанного правления говорят два обстоятельства: во-первых, участие граждан в правлении способствует сохранению социального мира. Во-вторых, наилучшей организацией общества будет та, которая сочетает в себе единство действия, присущее монархии, превосходство чести, характерное для аристократии, такие черты демократического устройства, как гражданская свобода и равенство.

В рамках своей концепции Фома Аквинский развивает и теорию права, в которой прослеживается отчетливая связь двух категорий — разума и закона. Фома Аквинский выстраивает целую иерархию законов.

— lex eterna, вечный закон, представляющий собой управление миром божественным разумом. Вечный закон выражает божественную волю.

— lex naturalis, естественный закон, соответствующий спекулятивному разуму. Естественный закон призывает человека творить добро и избегать зла.

— lex humana, человеческий закон, который есть продукт человеческого разума, разрабатывающего практические правила социальной и индивидуальной жизни, иными словами, позитивный закон.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours