Аврелий Августин (Блаженный) (354-430)

Аврелий Августин -христианский богослов и философ. В произведении «О граде Божьем» Августин Блаженный рассматривает государство как церковь: союз людей на основе права и справедливости. Формы правления различаются Августином в зависимости целей и задач государственной власти, а именно моральные и религиозные обязанности.

В мировоззрении Августина можно выделить две важнейшие проблемы:

— вопрос о том, как возможно сосуществование Церкви и государства, — вопрос, нашедший выражение в его учении о двух Градах;

— проблема господства в ее философско-теологическом и правовом аспектах.

В своем труде «О Граде Божием» Августин пишет о двух видах любви, лежащих в основании двух Градов: «Итак, два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, небесный — любовью к Богу вплоть до забвения себя». Истина человеческого существования и благой жизни, таким образом, реализуется не в полисе или государстве, как это было у Аристотеля, она открывается в религии и Церкви. Истинное существование человека — не политическое, но религиозное, выражающееся в непосредственном отношении человека к Богу и любви к нему.

Церковь — земное воплощение Града Божьего, но Град Божий не тождествен зримому образу Церкви – он принадлежит духовному порядку. Град земной — это испорченная часть человечества, забывшая о своем духовном призвании и обратившаяся к самообожествлению. Град Божий включает в себя тех, кто посвятил себя истине и добродетели как в лоне Церкви, так и вне ее.

Царство греха и царство блага неразрывно связаны между собой в этом мире.

Господство в теории Августина выступает не как естественный, от природы присущий человеческому обществу феномен, но как разрушение свободы человека. Созданный по подобию Божьему человек должен господствовать лишь над неразумной тварью, т. е. над животным. Человек создан как существо, обладающее способностями к познанию, волей и, главное, стремлением к свободе. Августин различает две природы — до грехопадения и после него. То есть после грехопадения человек не способен уже следовать голосу разума: он видит добро и стремится к нему, но творит зло и неразумие. Для Августина же зло следствие выбора, доброй или злой воли: оно вырастает из свободы, но не из природной необходимости и обусловленности. Поэтому господство человека над человеком и рабство правомерны, хотя и противоречат «первой» природе человека.

Государство как часть земного порядка подчинено порядку небесному. А поскольку после грехопадения расколотым оказывается не только личное человеческое существование, но и весь мир человеческого бытия, то достижение совершенства и гармонии в рамках мирского государства невозможно, в нем царят ссоры и раздоры из-за земных благ. Земное государство может претендовать только на то, чтобы создать условия для несовершенного, преходящего земного мира, который, по мнению Августина, состоит в «упорядоченном относительно управления и повиновения согласии граждан». Государство же как система господства, необходимость которого обусловлена греховностью рода человеческого, может лишь помешать человеку грешить, но не может помочь ему вести добродетельную жизнь.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours