Аристотель (384—322 гг. до н. э.)

Великий философ Античности, ученик Платона Аристотель в своих трудах («Политика», «Афинская полития») предложил более реалистичную теорию государства. У Аристотеля идеальное заключено в самих вещах, и изучение его возможно не посредством созерцания душой чистых сущностей идей, но при сопоставлении самих вещей друг с другом. Закон, по мнению Аристотеля, открывается в процессе наблюдения за природой, а общее постигается при тщательнейшем изучении единичного.

Согласно Аристотелю, человек способен достичь высшего блага только посредством жизни в обществе. Человек по своей природе есть «политическое животное». Высшая цель человека — достижение Блага и Справедливости, и эта цель неотделима от жизни в обществе.

Благо государства является высшим по отношению к Благу индивидуальному, оно необходимо для совершенствования человека. Общество превращает человека в совершенное существо, так как создает условия для совершенства и завершенности человеческой природы — порядок, спокойствие, мир и справедливость. Таким образом, государство обладает естественным характером, оно — естественное условие реализации человека, его удел.

Общество предполагает рациональную государственную организацию, основанную не на соглашении и не на декрете, но на законе, т. е. порядке, связанном с Логосом и обязательном для всех.

Аристотель проводит идею о связи политического идеала с идеалом моральным. Человек, в отличие от прочих живых существ, единственный, кто обладает понятием о добре и зле, справедливом и несправедливом и прочими моральными чувствами. Поэтому государство представляет собой сообщество, имеющее своей целью организацию наилучшей жизни как в материальном, так и в моральном отношении.

Основные этико-политические основания аристотелевского государства можно представить следующим образом:

справедливость справедливость — это пропорциональность между тем, что получаешь, и тем, что отдаешь, равновесие между правами и обязанностями. Общество держится на том, что каждому воздается пропорционально его деятельности;

царство закона, который есть моральное основание политического сообщества. Царство закона для Аристотеля равнозначно царству разума, морали и природы;

гражданственность. Гражданин определяется своим участием в общем отправлении государственных или судебных функций.

Аристотель впервые в истории общественной мысли дает разделение права на естественное и гражданское. Естественное право обусловлено разумом и человеческой природой. Гражданское право содержит правила, которые обретают силу только в форме закона; гражданское право — продукт человеческой воли.

Аристотелю принадлежит детально разработанная классификация форм государственного правления. В основе его классификации — два критерия. Первый из них — количественный: формы правления различаются между собой по количеству правителей. Второй — качественный, в соответствии с которым правитель ставит перед собой либо цель достижения общего блага, либо частной выгоды. Соответственно, получаются три «правильные» и три «неправильные» формы правления.

А. Правильные формы правления:

Монархия — правление одного, имеющее целью благо всех;

Аристократия — «власть немногих, но более чем одного» для достижения общего блага;

Полития — власть большинства ради общей пользы.

Б. Неправильные (отклоняющиеся) формы правления:

Тирания — власть одного правителя, «имеющая в виду выгоды одного правителя»;

Олигархия, власть немногих, которая «блюдет выгоды состоятельных граждан»;

Демократия — власть, ищущая выгоды неимущим.

Лучшей формой Аристотель считал смешанную — политию как сочетание олигархии и демократии, когда богатые граждане благородного происхождения могут поделиться своим богатством, таким образом стирая границу между бедными и богатыми. При этом существует имущественный ценз, который обеспечивает демократическое правление. Аристотель объясняет наличие имущественного ценза на власть тем, что грамотное управление могут осуществлять только лица со средним достатком, опирающиеся на закон.

Главная причина смены различных форм правления — нарушение равновесия между равенством и неравенством. Основная ошибка демократии состоит в стремлении к установлению всеобщего и абсолютного равенства, тогда как в соответствии с природой вещей равенство действительно лишь в определенных отношениях. Ошибка олигархии — превращении неравенства в абсолютный и всеобщий принцип, хотя люди неравны опять-таки лишь в некоторых моментах. Главное средство сохранения и совершенствования государства — поддержание необходимого равновесия, при котором каждый занимает положение, предписываемое его природой при уважении свободы всех свободных граждан.

Существуют и другие причины: неудачное географическое расположение, нарушение классовых различий, причины, коренящиеся в человеческой психологии (страх, ненависть, гордыня, презрение).

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours