Платон (427—347 гг. до н. э.)

Платон является одним из первых античных мыслителей, который сформулировал представление о государстве в определенной форме. Метафизика Платона выглядит следующим образом: весь универсум состоит трех миров: мир умопостигаемых идей или первообразов; душа мира, охватывающая мир чувственных вещей, и телесный мир чувственно воспринимаемых вещей. В свою очередь, человеческая души состоит из трех уровней: душа разумная, аффективная и вожделеющая, и каждому уровню соответствует своя сословная структура: на вершине общества — сословие правителей-философов, ниже – сословие воинов или стражей и в основе сословной иерархии — ремесленники.

Процесс образования государства Платон видит следующим образом: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства».

Государство, по Платону, представляет собой образование массы людей для удовлетворения их собственных нужд. Только философ способен вывести людей из мрака пещеры, в которой они могут различать не сами вещи, но лишь их жалкие тени, и подвести их к подлинному познанию, ибо только философу доступно постижение высшей идеи — идеи Блага как «причины всего правильного и прекрасного», от которой «зависят истина и разумение».

Платон в предлагаемом им проекте идеального государства на первый план выдвигает нравственный принцип. Правитель-философ, во-первых, должен позаботиться о воспитании своих граждан. А во-вторых, необходимо установить такой порядок, при котором само устройство сообщества и имущественные права его граждан не являются помехами ни для проявления их высокой нравственности, ни для исполнения ими своих общественных обязанностей.

Идеальное государство, по мнению Платона, обладает следующими характеристиками:

— правителями в идеальном государстве являются философы. Именно они, по его мнению, способны мудрым образом установить порядок в государстве и поддерживать в нем порядок посредством законов;

— идеальным государством является то государство, где в качестве господствующей добродетели выделяется мудрость;

— идеальной формой правления в государстве Платона обозначается аристократическая или монархическая.

У Платона основой государства выступает единство всех людей. Мыслитель предполагает, что достижение того же уровня единства позволит государству стать идеальным, ведь все у всех будет общее. Относя внимание к личной жизни стражей, Платон говорит, что мужчины и женщины не имеют право вступать в брак, рожать детей без внимания и разрешения правителя, который, тайным образом, относит лучших мужчин к лучшим женщинам, а худших мужчин — к худшим женщинам. Такая форма должна соединить человечество и обеспечить ему утраченное ранее единство. Продолжая тему единства, стоит упомянуть, что философ имеет негативное отношение к существованию частной собственности.

Исследуя современные ему отрицательные типы государства — тимократию (тимос – цена, честь. власть немногих обладающих имущественным цензом, богатством), олигархию, демократию и тиранию, — Платон приходит к выводу, что главная причина испорченности государственного устройства лежит в господстве корыстных интересов, ведущих к распаду единства государства. Главным составляющим демократического общества, по Платону, является никем не ограниченная свобода. Стираются грани позволенного и непозволенного.

В диалогах «Законы» и «Послезаконие» Платон дает подробнейшую регламентацию всей человеческой жизни. Строгость «Государства» с его требованиями общности имущества стражей, декретированием брачных связей, строго установленным порядком воспитания Платон доводит в Законах до предела, превращая в подлинный абсолютизм закона. Сам закон — это абсолютный разум, взвешивающий все человеческие чувства. Человек и его жизнь несовершенны, подвержены воздействию случайностей. Поэтому закон, отражая правильное и вечное движение космоса, должен во всем направлять действия людей, вносить в их жизнь упорядоченность и добродетельность.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours