Конфуций (551–479 гг. до н. э.)

Конфуцием в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), наряду с различными притчами и этическими поучениями своим ученикам, представлены также взгляды на государство.

Философ выдвинул ряд представлений об организации и принципах управления безупречным государством. В основе учения Конфуция лежал традиционный культ предков и семьи. Семья являлась сердцевиной общества, круг интересов семьи значительно превосходили интересы отдельно взятой личности. Сам человек становится личностью посредством воспитания в семье и передачи опыта предков через многие поколения. Учение Конфуция поддерживает необходимость правил выражения сыновней почтительность. В результате Конфуций предлагает патерналистскую модель государства, которое мыслится как одна большая семья.

Все управления государством должно основываться на «ли» — «человеколюбии». Человеколюбие содержит в себе также любовь к членам семьи, а также порядочность, честность, желание самоусовершенствования, воспитанность. При этом воспитанность, согласно суждению Конфуция, необходимое качество для людей, исполняющих государственные функции. Схема Конфуция гласит: «Правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек». Такой подход превращает государство в большую семью. То есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности. Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая формальным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать.

Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, – Правила. Людей философ разделил по отношению к управлению страной на две категории: управляющие и управляемые. Максимальный интерес уделяется первой группе людей. Согласно суждению Конфуция, это должны быть люди, владеющие свойствами Цзюнь-цзы («благородный муж»). Непосредственно они должны осуществлять власть в государстве. Их значимость состоит в воспитании народа, направлении его на правильный путь. Управляющие – отцы народов. Для управляющих Философ вывел 4 Дао: чувство самоуважения, чувство ответственности, чувство доброты при воспитании народа и чувство справедливости. В то же время Конфуций был против избыточной абсолютизации царской власти, он говорил, что основные решения должны приниматься не одним человеком, а группой лиц. По его мнению, это исключало возможность субъективного подхода к решению разных вопросов. Конфуций подчеркивал, что основное условие устойчивости страны – доверие народа. Правительство, которой не доверяет народ, обречено на отделение от него.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours