Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — великий немецкий мыслитель-идеалист, один из создателей немецкой классической философии. Его труды на тему власти и государства внесли заметный вклад в развитие философско-правовой мысли. Изучение проблемы государственно-властных отношений заняло важное место в гегелевской философии и представлено в его работах: «Основания философии права», «Философия истории», «Лекции по истории философии».

Государство, пишет Гегель, это воплощение нравственной идеи. Являясь воплощением нравственного духа, государство обладает уникальным самосознанием. Оно для себя и в себе разумное. Государство есть абсолютная самоцель. Самоцель имеет наивысшую правоту по отношению к единичному человеку. Быть членом государства — наивысший долг единичного человека.

По мнению Гегеля, государство по своей идеи: 1) обладает непосредственной действительностью, то есть является индивидуальным государством; 2) осуществляет взаимоотношения с другими отдельными государствами; 3) всеобщность государства есть род и совершенная сила, при помощи которых государство противопоставляет себя другим отдельным государствам.

Гегель писал: «Государство действительно, и его действительность состоит в том, что интерес целого реализуется, распадаясь на особенные цели». Сила государства, заявляет Гегель, состоит в единстве его всеобщей совершенной цели и частного интереса индивидуумов, которой состоит в том, что личность имеет свои права, но вместе с тем и обладает обязанностями.

Гражданское общество и семья есть государственный строй в сфере осуществленной разумности, эти учреждения являются прочным базисом государства. По словам Гегеля: «Государство есть высший организм по сравнению с организмами природы, и притом высший благодаря тому, что он осуществляется в гибком, текучем и свободном элементе «духовного». Государство есть по существу духовный организм».

Гегель отмечает, что политическое государство делится на такие субстанциональные различия как: 1) княжескую власть, то есть на власть субъективности; княжеская власть есть начало целого — конституционной монархии; 2) правительственную власть; 3) законодательную власть.

Княжеская власть, рассуждает Гегель, имеет в себе три момента целостности: 1) всеобщность законов и государственного устройства; 2) совещание; 3) последнее решение. В этом и состоит абсолютное самоопределение как отличительный признак княжеской власти. Государственные власть и функции не могут быть частными.

Суверенитет государства состоит в том, что особенные власти и функции государства имеют свою последнюю основу в единстве государства. Единственный индивидуум — монарх, есть абсолютный решающий момент целого.

Также к власти монарха относится 1) осуществление силы духа; 2) момент определенного содержания и подведение его под всеобщее, выражающееся в неограниченном произволе монарха по отношению к подчиненным; 3) величество монарха стоит выше всякой ответственности; 4) всеобщее княжеской власти, которое в субъективном отношении состоит в совести монарха, в объективном — в законах и целом государственном устройстве; 5) объективная гарантия власти монарха состоит в законном переходе престола по наследству.

Правительственная власть, по словам Гегеля, продолжает и поддерживает уже существующие и решенные законы, учреждения. В нее входит полицейская и судебная власти. Правительственная власть направляет специальных лиц, государственных чиновников исполнительной власти для поддержания всеобщего государственного интереса и закономерности особенных правах. Особенные интересы являются сферой государства, ими занимаются корпорации, общины, сословия и т. д. В правительственных делах существует разделение труда. Задача организация правительственной власти править властью конкретно и разделить ее функции на абстрактные области, которыми ведают особенные власти, деятельность которых четкая и ясная.

Законодательная власть по Гегелю имеет прямое отношение к законам, эта власть является предпосылкой государственного устройства. В законодательной власти активны несколько моментов: 1) монархический, ему принадлежит последнее решение; правительственная власть, которая знает и рассматривает целое в его многообразии; 2) сословный имеет своими задачами, с одной стороны, наличие чувства умонастроение правительства и государства, с другой стороны, интересов отдельных лиц и особых кругов. Назначение сословий, говорит Гегель, стоит в том, что благодаря им, государственные дела сами по себе обсуждаются и решаются лучшим образом.

Государство есть дух народа, есть нравы и сознание составляющих его индивидуумов. Государственное устройство напрямую зависимо от характера и развития самосознания народа. Разберем подробнее каждый вид власти в политическом государстве.

Общественное мнение приходит к истинным мыслям, оно способно рассуждать о государственных делах более разумно. Общественное мнение включает в себя принципы справедливости, истинное содержание государственного строя, законов, и всеобщего в форме человеческого здравого смысла как нравственной основы. Общественное мнение, пишет Гегель, достойно как уважения, так и презрения.

Государство, по мнению Гегеля, обладает индивидуальностью в лице суверена. Гегель утверждает, что всеобщая обязанность есть принесение себя в жертву во благо индивидуальности государства. Этим индивидуумам посвящается целое сословие — сословие храбрости.

Внешнее право государства есть отношение самостоятельных государств. Народ, являясь государством это абсолютная власть на земле, одно государство поэтому самостоятельно по отношению к другому. Быть признанным другим государством, есть абсолютное право государства. Отношения государств друг, к другу есть непосредственная действительность, носящая характер договоров. Суверенные государства должны руководствоваться принципом международного права, состоящего из трактатов, которые необходимо выполнять. Споры между государствами, при невозможности соглашении, решаются с помощью войны. Государства по отношению к друг другу есть особенные воли, а так как особенная воля целого есть его общее благо вообще, то благо есть абсолютный закон в отношении государств друг к другу. Несмотря на войну между государствами, между ними есть объединяющая связь, в которой они признают друг друга в себе и для себя сущими. В ходе этого принципа имеется то, что война не ведется против мирной жизни, внутренних учреждений, частных лиц. То есть они должны руководствоваться международным правом, устанавливающего возможную сохранность мира. В остальном, отношения между государствами в условиях войны, основаны на нравах нации, как на внутренней всеобщности поведения, сохраняющейся при различных обстоятельствах.

Во всемирной истории, утверждает Гегель, элемент наличного бытия всеобщего духа представляет духовную действительность со всем объемом ее внутренних и внешних сторон. Всемирная история есть, во-первых, суд, так как в ее в себе и для себя сущей всеобщности, особенное является идеальным; во-вторых, исполнение и интерпретация всеобщего духа. Государства, индивидуумы, народы, в отношении мирового духа, предстают в их особом определенном начале, имеющим свою действительность и интерпретацию на всем протяжении их строя и состояния. Один народ — одно природное начало. Народ, который располагает природным началом, поступательно исполняет развивающий самосознание мировой дух. Для данной эпохи такой народ — господствующий, однажды он может составить в истории эпоху. Индивидуумы состоят во главе всемирно-исторических действий, как живые воплощения субстанционального деяния мирового духа.

Гегель пишет, что по субъективному мнению развитых наций, другие народы, которые отстают от развитых по различным субстанциональным моментам, являются варварами. Гегель выделил четыре исторических царства: восточное, греческое, римское, германское. «Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало»- пишет Г.В.Ф. Гегель.

В восточном царстве главенствует патриархальная природа, внутри себя нераздельное мировоззрение. Правительство есть теократия, властелин государства верховный бог, государственный строй и законы это религия со своими заповедями, индивидуальная личность отсутствует. Жизнь восточного государства направлена во вне, она стихийна и опустошительна.

Основой греческого царства является единство бесконечного и конечного. Личная индивидуальность остается в своем идеальном единстве. Свободы исключаются в качестве рабства.

В римском царстве нравственность делится на две крайности — личное самосознание и абстрактную всеобщность. Аристократия борется за свой корыстный интерес. Свободная личность вырождается в чернь. Все заканчивается общим разложением и гибелью нравственности.

Для германского народа характерна бесконечная положительность своей внутренней сущности, единство и примирение божественной и человеческой природы.

По мнению Г.В. Ф. Гегеля, государство представляет собой идею свободы, права, разума. В основе гегелевской философии государственно-властных отношений стоит идея разумного государства. Государство есть правовая действительность. Только с помощью свободы можно достигнуть правого государства. Государство есть живой организм. В идеи государства лежит триада: 1) отношение государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция); 2) взаимоотношении государства с другими государствами; 3) переход государства в мировую историю.

Политическое государство, пишет Гегель, обладает тремя ветвями власти: власть монарха, законодательная, исполнительная. Лучшей формой власти является конституционная монархия. Построенная Гегелем модель государства есть разумное государство, которое представляет собой буржуазную конституционную монархию.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours