Практически все его работы Б.Н. Чичерина затрагивают проблемы государства («Курс государственной науки», «Собственность и государство», «Философия права», «История политических учений»).
Чичерин, воспитанный на идеях Гегеля, считал государство воплощением нравственного начала, подчеркивая этим приоритетное значение государства в жизни народа. Вопрос о причинах и предпосылках возникновения государства мыслитель решает с помощью идеи о насилии, отмечая, что почти все государства основаны на завоевании. Другим фактором образования государства является смешение племен, когда племя выходит за пределы своей ограниченности. Государство, по Чичерину, состоит из следующих элементов: земля, на которую простирается верховная власть, и народ, или совокупность граждан, ей подчиняющихся.
Чичерин считал, что существуют первоначальные и производные способы возникновения государства. «Первоначально они возникают либо преобразованием других союзов в государственный, либо свободною волею людей. Затем они могут образоваться соединением или распадением уже существующих государств; это способы производные».
Важную роль в формировании государственной идеи играет один из нескольких факторов: завоевания, религия или «постепенное развитие жизни и ее потребностей», личность, непредвиденные и экстраординарные события. Из них Чичерин особенно выделял личность и религию. Личность и религия сплачивают общество вокруг себя. Остальные факторы либо менее заметны, либо являются насильственными (завоевание), или экстраординарными.
Первым признаком, отличающим государство от остальных союзов, является верховная власть. Власть рассматривается как воля, имеющая право повелевать. Для Чичерина характерен в большей степени директивный аспект понятия власти.
В связи с этим Чичерин разделял власть на частную и общественную. К частной он относил «власть частного лица над другими лицами». Общественная же власть принадлежит «союзу или обществу, над его членами».
Форму власти, по мнению Чичерина, определяют два элемента:
— юридический — право, составляющее существо власти;
— субъективный, лицо или лица, облеченные правом.
Формами частной власти являются семейная и господская. Общественная же власть присуща каждому союзу, но ее виды различны в зависимости от соответствующих видов союзов. Сюда относятся:
— патриархальная власть — в роде или племени; она сохраняет частный характер, определяемый характером кровного союза;
— гражданская власть — в товариществах и корпорациях; по своему происхождению она носит частный характер, получая подлинно общественное значение, если корпорация становится органом государства;
— церковная власть — имеет исключительно нравственное значение;
— государственная власть — чисто общественная по своей природе, так как владычествует над всеми, имея характер верховной власти.
Государственная власть стоит над патриархальной, гражданской, церковной властями, но государственная власть распространяется и на частную.
В качестве субъекта государственной власти Б.Н. Чичерин называет государство с системой его органов. Устройство аппарата власти и управления, по его мнению, может быть различно: власть может сосредотачиваться в одном лице, или присваиваться многим, она может принадлежать целой системе учреждений.
Таким образом, Чичерин не отрицает разделение власти в государстве между различными государственными органами. Он считает, что разделение власти исходит из самой сущности власти, из ее назначения. Разделение властей делает из государства «организм». Разделение властей он производит на три основные ветви: законодательную, правительственную и судебную. Чичерин считает, что для воплощения теории разделения власти необходимо высокое развитие общественного духа, высшие политические силы и способности граждан.
Вторым признаком, отличающим государство от других союзов, Чичерин называет территорию. Чичерин говорил о силовом поддержании политической роли государства и отстаивании независимости. Обладая превосходными силами, большие государства имеют большие возможности отстоять свою независимость.
Делая акцент на духовном факторе, объединяющим народность, Чичерин нисколько не умаляет экономические предпосылки, способствующие сплочению народности государства.
На содержание большего по территории государства требуется больше средств. Не следует забывать, что размеры государства, политическое могущество и промышленное развитие не всегда совпадают. Поэтому на протяжении всей истории развития государства особо важное значение для его содержания и развития имели налоги и иные сборы. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. Налог есть принудительное имущественное отношение граждан к государству.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо и непосредственно.
К иным сборам, по мнению Чичерина, относятся таксы и сборы, взимаемые при совершении действий суда и администрации, а также пошлины, получаемые при совершении частных актов.
Таким образом, для государства характерны такие признаки, как: верховная власть, территория, система налогообложения и сборов. Эти признаки позволяют дать определение государства.
Чичерин Б.Н. высказывал несколько подходов к толкованию понятия «государство». Их можно квалифицировать как общенаучный, частно-научный и специальный.
Общенаучный подход рассматривает государство как союз людей, образующий единое, постоянное и самостоятельное целое, где идея человеческого общества достигает высшего своего развития. В силу этой идеи государство является верховным союзом на Земле, которому присваивается верховная власть. Этот союз является единым общественным телом. Общественная связь состоит в том, что люди соединяют свои воли для совокупного действия. С этой позиции Чичерин выступает против определения государства как физического организма.
Сплоченность государственного союза, духовная связь между его частями, по мнению Чичерина, подкрепляется связью поколений. Государство рассматривается как связь следующих друг за другом поколений. В дальнейших своих рассуждениях Чичерин в определение государства вносит национальную специфику, считая, что в любом государстве выражаются национальные особенности ее народа. Таким образом, государство есть именно народ, как единое целое.
Частно-научный подход к определению государства, по Чичерину, представляет государство союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага, так как частное благо есть цель не государства, а гражданского общества.
Специальный подход рассматривает государство как юридическое лицо, имеющее свое собственное имущество, часть которого составляет источник дохода и, таким образом, служит средством для удовлетворения государственных потребностей. Особенностью в данном случае Чичерин считает, что государство есть союз верховный в юридической области, которому должны подчиняться. В свою очередь весь организм государства, все права и обязанности его органов определяются правом, чем определяется и обязанность повиновения самого государства. Государство рассматривается как союз народа, связанный законом в одно юридическое целое и управляемый верховной властью для общего блага.
+ There are no comments
Add yours